Папский дворец ватикан. Папский дворец, ватикан, италия. Отрывок, характеризующий Апостольский дворец

Ватиканские дворцы

Ватикан - резиденция главы католической церкви папы римского - расположен на одном из живописнейших холмов древнего Рима. Он обнесен каменными стенами и в настоящее время располагает небольшой территорией. Ватикан включает в себя собор святого Петра, площадь перед ним, папские дворцы и сады, Латеранский дворец и загородную резиденцию папы Ватикан чеканит собственную монету, издаст газету, имеет почту, мощную радиостанцию и даже тюрьму.

Начало строительству Ватикана было положено в IV веке, когда первый христианский император Константин на Ватиканском холме (древнеримские жрецы занимались там «ватиканиями» - предсказаниями) построил небольшую церковь святого Петра. Неподалеку от нее была сооружена скромная резиденция для первосвященника и его приближенных, которые жили в ней лишь в дни больших религиозных праздников. Постоянным местопребыванием римского папы был в то время Латеранский дворец. В 756 году король франков Пипин отвоевал у лонгобардов Римскую область и подарил ее папе, тогда и было основано папское государство.

В IX веке на Ватиканском холме были возведены мощные крепостные стены, способные выдержать долгую осаду неприятеля (чаще всего своих же прихожан, доведенных до отчаяния поборами и разгулом насилия). Резиденция первосвященника подверглась лишь частичной реконструкции, новая, более пышная папская обитель была построена здесь только в конце XIII века папой Николаем III.

Особенно широкий размах строительство в Ватикане приобретает после авиньонского пленения пап, которое продолжалось 70 лет. Перебравшись из Авиньона в Рим, папы поселились в Ватикане, и с 1377 года он стал их постоянным местом жительства.

Ватиканские дворцы часто называют убежищем мира древнего, начиная с изящного внутреннего портика, воздвигнутого по рисунку Рафаэля Санти; с караульных, одетых еще по прихоти Микеланджело, до богатых галерей с множеством великих и бесценных произведений. Все здесь мерцает величием и восторженной любовью к искусствам.

В прежние века самое упоительное посещение Ватикана было вечером. У подножия портика стояли швейцарские охранники, встречающие чужестранца с факелами в руках и провожающие его до галерей. И вот тогда представали перед изумленным путешественником картины, впечатление от которых было несравненно прекраснее, обольщение нежнее, действие разительнее, чем все это выглядело днем. Ничто не возмущало мысль при созерцании ни с чем не сравнимой роскоши, лишь журчал, разливая слабый плеск, прекрасный Бельведерский фонтан, да лунный свет украдкой проникал в портики.

В XV веке папе Николаю V пришла мысль заменить старый Ватиканский дворец новым - более обширным и богатым. Не разрушая старых сооружений, архитекторы и строители сначала начали реконструкцию северного крыла дворца. В это перестроенное здание вошли будущие апартаменты Борджиа и станцы Рафаэля.

Третий и четвертый этажи бывшей военной башни были переделаны под капеллу, которая позднее получила название «Никколина» - по имени папы Николая V, который в самом начале своего понтификатства сделал капеллу своей личной молельней. Правые гладкие стены капеллы сначала были прорезаны продольными окнами, но потомокна были заложены. Для украшения ее папа пригласил флорентийского живописца фра Беато Анжелико, которому в работе помогали его любимый ученик Б. Гоццоли и еще три ученика, имена которых известны только по этой работе.

Все фрески капеллы в основном были расписаны самим Беато Анжелико, его помощники выполняли лишь второстепенные работы. Три стены капеллы «Николлина» были расписаны историями из жизни святого Лоренцо и святого Стефана, а четвертая стена была оставлена под алтарь.

Около 1492 года папа Александр VI Борджиа поручил известному живописцу Пинтуриккио украсить росписью свои покои, которые занимают шесть небольших залов. К работе над росписью папских покоев Пинтуриккио привлек много своих учеников, благодаря чему работа была выполнена в короткий срок.

Выбор сюжетов для росписи во многом был определен самим папой, залы так и названы по сюжетам росписей - Зал сивилл, Зал таинств веры, Зал жития святых, Зал наук и искусств, Зал мистерий и Зал римских пап.

Наиболее интересной фреской является «Диспут святой Екатерины Александрийской». Выбор этой темы скорее всего не был случайным, ведь святая Екатерина считается защитницей незаконнорожденных детей. Может быть, Александр VI Борджиа выбрал эту тему, чтобы защитить детей римских пап, а главное - узаконить их привилегии.

Действие фрески происходит на фоне обширного пейзажа с голубыми холмами, зелеными лугами и причудливыми нагромождениями скал. В центре композиции высится фантастическая триумфальная арка, которая отделяет передний план фрески от заднего. Арка украшена изображением быка - эмблемой дома Борджиа.

Слева на траве под балдахином сидит окруженный философами император. Прямо перед ним с распущенными белокурыми волосами стоит святая Екатерина и застенчиво перечисляет доводы в защиту своих суждений. С правой стороны фрески изображена красочная толпа, которая присутствует на диспуте.

Пинтуриккио, как словоохотливый рассказчик, вводит в сюжет множество персонажей, которые с ним как будто не связаны. Здесь и всадник на великолепном белом коне, и стоящая перед ним борзая собака, и парящие в небе куропатки…

Следующий папа, Юлий II, обладая незаурядной энергией и упорством, сумел заставить работать в Ватикане трех великих гениев эпохи Возрождения - Донато Браманте, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.

Донато Браманте был назначен главным архитектором и сразу же приступил к реконструкции папских дворцов. Он решил Ватиканский дворец посредством длинных галерей соединить с Бельведерским, построенным на самом высоком месте. Склоны же холмов предполагалось превратить в террасы, спускающиеся к нижней центральной площадке. По замыслу архитектора эта площадка должна была служить ареной для различных турниров и показа различных представлений и спектаклей.

Во дворике Бельведерского дворца папа Юлий II поставил знаменитую скульптурную группу «Лаокоон» и статую Аполлона (впоследствии получившего название Бельведерского) - создание Лиохара, придворного скульптора Александра Македонского. Первоначально скульптура была выполнена в бронзе, но до наших дней она сохранилась только в римской мраморной копии.

Статую нашли в XV веке в Анцио, и она сразу же стала собственностью Юлия II - тогда еще кардинала Ровере. «Аполлон» Лиохара изображен в торжественной, несколько театральной позе. Прекрасное тело греческого бога венчает горделиво посаженная голова, чуть поднятая вверх и резко повернутая влево.

Идеально красивое лицо оживлено взглядом чуть-чуть асимметрично посаженных глаз. В правой руке Аполлон держит лук; в левой - по предположениям некоторых искусствоведов - была ветка лавра - символ чистоты. Переброшенный через плечо и обвитый вокруг руки плащ падает вниз тяжелыми торжественными складками.

«Лаокоона» нашли в 1506 году на месте разрушенных терм императора Тита, и статуя сразу же стала собственностью Ватикана. Это прославленное произведение упоминалось еще в трудах Плиния Старшего. По его словам, она была выполнена в I веке до н. э. тремя прославленными родосскими скульпторами - Агесандром, Афанадором и Полидором.

В скором времени к этим статуям прибавились новые археологические находки, но именно они явились той песчинкой, вокруг которой через несколько веков образовалась целая жемчужина - Ватиканские музеи.

Юлий II, вступив на папский престол в 1503 году, не захотел жить в резиденции папы Александра VI, своего предшественника и бывшего конкурента. На втором этаже Ватиканского дворца он решил сделать свои рабочие комнаты, для росписи которых были собраны лучшие художники из всех городов Италии, а в середине 1508 года, по предложению Браманте, из Флоренции был вызван молодой Рафаэль. Ему было тогда 25 лет.

Приехав в Рим, Рафаэль попал в исключительно благоприятную для себя творческую обстановку. При папском дворе он получил возможность встречаться с выдающимися людьми - поэтами, писателями, художниками, учеными-гуманистами.

Так называемые «станцы Рафаэля» - это расположенные друг за другом три комнаты небольших размеров (в среднем 8х10 метров). Свою работу Рафаэль начал со Станцы делла Сеньятура. Роспись этой комнаты так понравилась папе, что он приказал тотчас сбить две фрески, сделанные там уже другими художниками, и продолжать роспись только Рафаэлю.

Рафаэль занимался росписями станц с 1508 по 1517 год - сначала сам, потом, загруженный заказами, он вынужден был все чаще прибегать к помощи учеников.

В библейские эпизоды, в сюжеты античной мифологии и сложные аллегории Рафаэль ввел портреты знаменитых людей прошлого и своих современников. Такое разнообразие образов и сюжетов надо было как-то объединить в одно целое. Особенно несовместимыми казались образы христианской религии и соседствующие рядом из языческой мифологии. Однако Рафаэль блестяще справился с этой задачей. Содержание фресок вышло далеко за пределы прославления церкви, светское начало во многом вытеснило религиозное.

В Станце делла Сеньятура хранилась папская печать. Росписи этой комнаты должны были продемонстрировать единство различных областей духовной деятельности человека: богословия, философии, поэзии и юриспруденции. Эти четыре темы отразились на стенах Станцы в виде отдельных сюжетных композиций - «Диспут», «Афинская школа», «Парнас» и «Юстиция».

Библиотека Ватикана является одной из самых богатых в мире по подбору древних манускриптов и книг. А по великолепию и роскоши своего помещения, может быть, это самая прекрасная библиотека. Здесь хранятся рукописи, испещренные миниатюрами дона Джулио Кловио, которого сами итальянцы называют «Рафаэлем миниатюры». С ними может соперничать разве только Часослов того же художника - истинная драгоценность, хранящаяся в Неаполе.

В библиотеке Ватикана находится и знаменитая фреска «Альдобрандинская свадьба». В Римской республике (по примеру греков) широкое распространение получил обычай украшать росписью интерьеры зданий. Правда, в Греции обычно украшались общественные здания, а в Риме стены своих домов или загородных вилл обычно украшали свободные разбогатевшие граждане.

Фреска «Альдобрандинская свадьба» была найдена в 1604 году на Эсквилинском холме. Снятая со стены, она была помещена в «сады Альдобрандини» папы Климента VIII (отсюда ее название). Только в 1818 году ее перенесли в библиотеку Ватикана. Долгое время (вплоть до раскопок в Помпеях и Геркулануме) эта фреска являлась лучшим памятником античной живописи. Многие выдающиеся художники (например, Н. Пуссен) с большим вниманием и любовью копировали ее.

«Альдобрандинская свадьба» изображает аллегорическую сцену подготовки к торжественной церемонии. На стене розовато-сиреневого цвета размещены три группы персонажей. В центре изображена обнаженная богиня, рядом с ней - закутанная в белое покрывало невеста, а у подножия ложа возлегает смуглый человек. Эти персонажи олицетворяют две аллегорические группы: богиня Афродита символизирует Убеждение, а Гименей - Брак. Афродита своими убеждениями должна сломить упорство невесты, Гименей - смуглый юноша с венком на голове - с невозмутимым видом ожидает начало свадебных торжеств.

Две группы персонажей с правой и левой стороны фрески изображают подготовку к свадьбе. Среди них особо выделяется женская фигура с лирой в руках. К сожалению, фреска сохранилась не полностью, и это во многом затрудняет ее правильное понимание.

Время во многом изглаживает следы и других фресок Ватикана, но они, даже не очень хорошо сохранившиеся, заслуживают того, чтобы ради них одних совершить путешествие в Рим.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Дворцы Дворцы – гражданские здания обширных размеров и художественного исполнения, назначаемые главным образом служит резиденцией владетельных особ и членов их семейств, а также жилищем вельмож и богатых частных лиц. Еще в глубокой древности цари Египта и восточные

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

ДВОРЦЫ И КРЕПОСТИ В ПЕСКАХ ХОРЕЗМА Расположенный в низовьях Амударьи Хорезм занимал особое положение в древней истории Средней Азии. Эта выдвинутая на север, в глубь степей страна еще в IV веке до н. э., до походов Александра Македонского, отделилась от державы Ахеменидов.

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ПОДЗЕМНЫЕ ДВОРЦЫ В КИТАЙСКОЙ «ДОЛИНЕ ЦАРЕЙ» Город Сиань (провинция Шэньси) - бывшая Чаньань, столица Китая на протяжении почти всего I тысячелетия н. э. Обнесенный высокими и массивными стенами, этот город, ориентированный в соответствии с законами древней китайской

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

СТАРИННЫЕ ДВОРЦЫ СЕУЛА Сеул - столица Республики Корея - как главный город государства известен с 1394 года, когда его избрали своей резиденцией правители династии Чосон. Недавно Сеул отметил свое 600-летие, хотя возраст этого города насчитывает гораздо больше лет. Еще в 18

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДВ) автора БСЭ

ВАТИКАНСКИЕ СООРУЖЕНИЯ ДОНАТО БРАМАНТЕ Значение итальянского архитектора Донато Браманте для дальнейших судеб архитектуры высокого Возрождения настолько велико, что часто, характеризуя какой-то новый стиль в этом виде человеческой деятельности, его называют

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

«ДВОРЦЫ» ДОН-ЖУАНА В СЕВИЛЬЕ Севилья Есть города, само название которых уже вызывает какое-то необыкновенное волнение, стоит только произнести его вслух. К ним принадлежит и испанский город Севилья - город Дон-Жуана и Кармен. Слава самого неотразимого обольстителя и

Из книги 100 великих музеев мира автора Ионина Надежда

КОРОЛЕВСКИЕ ДВОРЦЫ БЕНИНА Дворцы города Абомея До 1975 года африканское государство Бенин называлось Дагомеей. Эта «страна-лента» вытянулась с юга (от побережья Атлантического океана) на север (до Нигера - одной из крупнейших африканских рек) на 700 километров.Побережье

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

ДВОРЦЫ КРУЖЕВНОЙ САНЫ Дворец имама Яхьи Древняя столица Йемена - город Сана («богатый ремеслами») напоминает мираж из сказок Шехерезады, ворвавшийся в этот мир и застывший в нем. «Время остановило свой бег на его пыльных улицах, будто задремав под сенью вечнозеленых

Из книги автора

Ватиканские музеи Несмотря на свою скромную территорию, Ватиканское государство владеет баснословными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками и скульпторами. Ватиканские музеи включают в себя

Из книги автора

ВАТИКАНСКИЕ ТАЙНЫ Начало 1980-х в Европе было ознаменовано введением в Польше правления военных, которые желали остановить набиравший силу профсоюз «Солидарность», и покушением на папу Иоанна Павла II, который поддерживал Леха Валенсу и его организацию. Али Агджа и

Из книги автора

Кто из животных строит себе подземные дворцы? Этих животных вы хорошо знаете, хотя увидеть их удается редко. Однако если присмотреться повнимательнее к земле на склонах оврагов, на пригорках или даже у себя на даче, можно увидеть, что в некоторых местах земля как будто

Из книги автора

Глава 23. Хижины и дворцы. По следам Курляндского герцогства Арвидс по прозвищу Крокодил Почти весь XVIII век граница России проходила примерно на полпути из Риги в Елгаву, тогдашнюю Митаву. То есть Рига была российским городом, а Митава – столицей суверенного государства.

Больше — лучше

Апостольский или, как его часто называют, Папский дворец находится в Ватикане и состоит из нескольких самостоятельных зданий, расположенных вокруг двора Сикста V. К ним относятся, например, непосредственно апартаменты Папы, Бельведерский дворец с расположенным в нем музеем Пия-Клемента, часовни, знаменитая Сикстинская капелла, Станцы Рафаэля, апартаменты Борджиа, а также несколько офисных помещений. Частью комплекса считаются и несколько галерей, среди которых — Браччо-Нуово и Браманте.

Апостольский дворец

Когда построили дворец?

Начало строительства Ватиканского дворца относится примерно к V-VI в екам, хотя некоторые историки предполагают, что первый камень мог быть заложен еще раньше, во времена Константина Великого, то есть в конце III — начале IV веков. Как бы то ни было, уже во время коронации Карла Великого Папа Лев III жил во дворце на Ватиканском холме. Здание, правда, со временем пришло в запустение, и вплоть до авиньонского пленения пристанищем Папам служил Латеранский дворец в Риме.

В Бельведерском музее находится скульптура «Лаокоон и сыновья»


На протяжении 70 лет Папы томились в Авиньоне, а в конце XIV века вернулись, чтобы снова поселиться в Ватикане — теперь уже насовсем. До конца XIX века Папы располагали, в том числе, и летней резиденцией в Квиринальском дворце в Риме, где сейчас квартируется президент Италии.


«Страшный суд» Микеланджело

Дворцовый комплекс отстраивался постепенно. Во второй половине XV века на месте бывшей Великой капеллы была построена Сикстинская капелла. Над ее созданием трудился итальянский архитектор Джордже де Дольчи. Здание знаменито благодаря прекрасным фрескам кисти Сандро Ботичелли и Микеланджело. А чтобы посмотреть на знаменитый «Страшный суд» на алтарной стене, в Ватикан ежедневно приезжают тысячи туристов.

Мировые шедевры в дворцах Ватикана

В конце XV века на Ватиканском холме вырос Бельведерский дворец. Над ним работал архитектор Донато Браманте — тот самый, который приложил руку к созданию собора Святого Петра в Риме. В конце XVIII века по приказу Климента XIV и Пия VI во дворце расположили музей Пио-Клементино. Он знаменит своим квадратным двориком, где расположены всемирно известные скульптуры. Именно здесь можно увидеть Аполлона Бельведерского, мраморную копию середины II века нашей эры. В одной из ниш сада находится композиция «Лаокоон и сыновья», которую реставрировал Микеланджело.


Лаокоон и сыновья

Донато Браманте начал строительство лож, которые позже расписал Рафаэль с учениками. Рядом с ними находятся и Станцы Рафаэля, над которыми художник трудился по приказу Папы Юлия II. В то время будущему гению было всего 25 лет, и этот заказ стал отправной точкой для юного дарования. Почти 10 лет он работал над созданием фресок, которые сегодня считаются одним из величайших произведений искусства времен Ренессанса. Неподалеку от лож Рафаэля на третьем этаже дворца находилась картинная галерея, которую в начале XX века переместили в Бельведерский дворец. Сейчас Ватиканская пинакотека располагается в отдельном здании. На стенах можно найти шедевры Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана.

После авиньонского пленения папы навсегда поселились в Ватикан

В дворцовый комплекс Ватикана входят еще несколько музеев. В начале XIX века Папа Пий VII основал музей Кьярамонти. В нем собрана внушительная коллекция античных скульптур, среди которых, например, тот самый Нил с 16 детьми-притоками. Папа Григорий XVI чуть позже основал Египетский и Этрусский музеи. Собрание, конечно, уступает коллекции знаменитого Египетского музея в Берлине, но и в нем хранятся интересные находки, например, скульптура Рамзеса II на троне и статуя Уджагорессента (жреца, жившего в VI веке до нашей эры) без головы. Особое место в структуре Ватиканского дворца занимает апостольская библиотека, где хранится больше полутора миллионов печатных книг и около полутора сотен рукописей эпохи Возрождения.


Нил с детьми

Апостольский дворец ассоциируется с обращением Папы. Именно отсюда каждое воскресенье понтифик вещает для паствы. Из окна кабинета дворца вывешивается личный флаг Папы (разрабатывается для каждого отдельно), а затем все собравшиеся могут узреть понтифика лично.

Это самая маленькая страна мира. Здесь на территории в 44 гектара, со всех сторон окруженных бывшей столицей мира, проживает всего несколько сотен человек, и тем не менее глава этого государства в той или иной степени распоряжается душами более чем миллиарда землян, пятой части всего населения третьей планеты от Солнца. Об устройстве Ватикана, только что получившего своего нового папу, рассказывает блогер Darriuss.

Когда-то здесь, на небольшой возвышенности, занимающей противоположный знаменитым римским семи холмам берег реки Тибр, располагался храм этрусского бога пророчеств Вагитануса. Именно на его месте в 40 году нашей эры, спустя всего 7 лет после легендарного распятия в Иерусалиме одного иудейского проведника, известного под именем Иисус, в тогдашнем пригороде Вечного города император Калигула начал строительство огромного цирка, арены для тех самых зрелищ, которыми славился Рим. Достраивалось сооружение уже при преемнике Калигулы - не менее печально известном императоре Нероне, а потому сейчас оно известно как Circus Gaii et Neronis или просто цирк Нерона. На плане хорошо видно, что цирк, да и весь Mons Vaticanus (Ватиканский холм) располагался за границами (и соответственно, стенами) Рима и в городскую черту не входил. Обратите внимание и на обозначенное кладбище рядом с ареной, оно в будущем сыграет важнейшую роль в истории Ватикана и католической церкви.

Именно в цирке Нерона, начиная с 65 года, начали устраиваться своеобразные, по нынешним меркам, представления, в то время пользовавшиеся большой популярностью у свободных римлян. На его арене, украшенной доставленным из египетского города Гелиополь обелиском, систематически и весьма изощренными способами убивали еретиков, в том числе и последователей упомянутого выше иудейского проповедника, называемых христианами. В 67 году очередь дошла и до ближайшего ученика Иисуса по имени Петр, избранного к тому времени первым епископом столицы империи, главой римской христианской общины. Петра распяли прямо в центре цирка, у обелиска. Причем, согласно легенде, подвесили его к кресту вниз головой. Это была собственная инициатива апостола - он решил, что недостоин быть распятым так же, как его учитель (то есть головой вверх). После такой мученической смерти апостола последователи Петра сняли его тело с креста и похоронили на кладбище под стенами цирка. Цирк Нерона на гравюре Пьетро Санти Бартоли 1699 года.

Именно расположение могилы святого Петра сыграло потом определяющую роль в строительстве главного храма христианского мира. К четвертому веку нашей эры увлечения римлян несколько изменились, сам город и империя, столицей которой он был, начали приходить в упадок, а с ними деградировал и Неронов цирк. Примерно так он выглядел к четвертому веку нашей эры, когда император Константин Великий решил построить большую базилику на месте предполагаемой гибели и захоронения апостола Петра. К тому времени христианство обрело популярность и из относительно камерной секты выросло во влиятельную религию, не считаться с которой императорская власть не могла. Древний некрополь хорошо виден в верхней части этой реконструкции.

Строительство базилики св. Петра началось ближе к 322 году нашей эры и продолжалось примерно 30 лет, причем для устройства ее фундамента Ватиканский холм в значительной степени был срыт. Считается, что храм был возведен таким образом, чтобы могила святого Петра оказалась как раз под его алтарем. Этот факт и необходимость развернуть собор фасадом к городу определили его экзотическую ориентацию: апсида расположилась на западе, а вход на востоке (обычно все делалось наоборот, мессу служили ad orientem, то есть лицом к востоку). Специалисты сумели воссоздать оригинальный облик так называемой Старой базилики, предшественницы дошедшего до наших дней собора. Храм имел весьма типичный для ранних христианских церквей внешний вид. Перед фасадом пятинефного здания был устроен окруженный аркадной колоннадой двор, так называемый Райский сад. Обратите внимание и на крепостную стену с многочисленными башнями, видную на заднем плане иллюстрации - это так называемая Леонинская стена, окружившая собор и его ближайшие окрестности в IX веке, чтобы обезопасить их от нападений сарацин (то есть арабов-мусульман, в 846 году захвативших и разграбивших Рим). Она частично уцелела до сих пор и отдельными своими фрагментами обозначает современные границы государства-города Ватикан.

Разрез Старой базилики. 42 колонны, поддерживавшие своды здания, были позаимствованы у античных римских языческих храмов (стоит ли удивляться, что они так плохо сохранились до наших дней). Храм длиной 110 метров и формой похожий на латинский крест вмещал 3-4 тысячи верующих, и именно тут в 800 году Карл Великий короновался императором Запада. Кто знает, если бы здание было построено более качественно, возможно, так главный собор католической церкви выглядел бы и сегодня.

Однако к XV веку базилика, существовавшая уже 11 столетий (более 1100 лет!), ощутимо деградировала, чему в значительной степени способствовало и то, что с 1309 по 1377 годы резиденция римских пап находилась во французском Авиньоне. По возвращению в Рим понтифики нашли, что город (и первый собор святого Петра вместе с ним) крайне запущенны и нуждаются в капитальном ремонте. По свидетельству очевидцев: «Церковь и монастырь этого имени находились в полном запустении. Монахов оставалось всего несколько человек. В старинной базилике путники варили на кострах мясо и овощи и тут же их ели. На ночь пастухи загоняли сюда быков и буйволов» . Центральный неф базилики стоял без крыши.

При папе Николае V в 1450-е началась грандиозная реконструкция Рима, его наследники ее продолжили (в частности, при Сиксте IV рядом с собором св. Петра была построена новая часовня, сейчас известная как Сикстинская капелла), Рим стал называться городом зодчих и художников. Это, впрочем, оригинальный храм апостола Петра не спасло. При папе Юлии II в начале XVI века стало очевидно, что тысячелетнее здание уже не спасти. Решение о его сносе далось папе нелегко и шокировало современников, но в тех условиях оно было единственно возможным - отклонение стен здания от вертикали на некоторых участках составляло до двух метров. Базилика еще сопротивлялась ветровым нагрузкам, но первое же ощутимое землетрясение (не редкость в окрестностях Рима) стало бы для нее последним.

В строительстве нового собора, равного которому не было бы ни в христианском, ни в языческом мирах, поучаствовали в итоге все крупнейшие итальянские архитекторы XVI века. Первым к реализации был утвержден проект Донато Браманте 1506 года, предложившего сооружение в виде равностороннего греческого креста с центрической композицией.

Перекрестье должно было быть увенчано грандиозным куполом, а все здание - напоминать античные храмы.

После смерти Браманте в 1514 году в строительстве собора случился небольшой хаос. Сначала его возглавил знаменитый Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной для католиков форме латинского креста (с одной вытянутой стороной). Затем Бальдассаре Перуцци вновь предложил центрическую композицию, а в 1534 году следующий главный архитектор, так называемый капомаэстро Антонио да Сангалла опять реанимировал латинский крест. Так собор св. Петра должен был выглядеть в представлении последнего. В глаза в первую очередь бросаются две высокие колокольни, фланкирующие центральный купол.

Но и Сангалло умер в 1546-м, успев возвести только южную и восточную сторону своего здания, после чего руководство работами перешло к Микеланджело, вновь-таки отказавшемуся от вытянутой композиции и вернувшемуся к оригинальной центрально-купольной системе Браманте. Великому человеку эпохи Ренессанса было уже за 70, но свои идеи он по-прежнему отстаивал с присущим ему энтузиазмом. Несмотря на то что и Микеланджело не дожил до завершения строительства, его идея в общем и целом была реализована. Лишь купол, достроенный к 1590 году Джакомо делла Порта, получил чуть более вытянутую форму, чем предлагал Микеланджело.

Однако, как оказалось, в скором будущем оригинальный замысел выдающегося архитектора был все-таки значительно искажен. Папа Павел V решил, что новенькое, только что законченное здание недостаточно вместительное, после чего приказал пристроить к центрическому храму Микеланджело дополнительную трехнефную базиликальную часть с новым грандиозным фасадом. Эти работы были проведены в 1607-1614 гг. архитектором Карло Мадерной, и в общем и целом, спустя чуть более 100 лет после начала строительства, собор святого Петра приобрел облик, близкий к современному. Картина Вивиано Кодацци 1630 года.

Пристройка Мадерны в конечном итоге все-таки придала зданию форму вытянутого латинского креста, традиционную для католических церквей. При этом Мадерна безвозвратно нарушил единство и целостность композиции собора, так как его огромный купол полностью утратил свое доминирующее положение. Теперь, находясь перед входом в храм, посетители не могли купол видеть вовсе или видели его лишь частично. Выдающееся инженерное сооружение эпохи Возрождения было полностью подавлено пышно декорированным массивным главным фасадом Мадерны.

Всю грандиозность постройки можно оценить лишь издалека, например, от замка святого Ангела, бывшего мавзолея римского императора Адриана. Только на таком расстоянии художественный образ самого значительного здания эпохи, придуманный целой плеядой крупнейших архитекторов Ренессанса, виден целостно и в полном объеме.

Зато папа Павел V, надо полагать, был доволен. Вместимость собора святого Петра в конечном итоге составила 60 000 человек, беспрецедентная цифра не только для XVII, но и для XXI века. Интерьер пристройки Мадерны на картине Джованни Паоло Панини 1750 года.

Строительство здания продолжалось всего чуть более века, с 1506 по 1614 годы. Несмотря на частую смену архитекторов-капомаэстро и периодическую приостановку работ, это мизерный срок для эпохи, когда возведение огромных катедралей затягивалось на несколько сотен лет. Сыграло свою роль и щедрое финансирование проекта: папы потратили на главный храм христианского мира более 45 млн золотых дукатов (по некоторым оценкам, эквивалент около 6,5 миллиардов современных долларов).

Купол, опирающийся на четыре мощные колонны, имеет высоту в верхней точке 119 метров и диаметр 42 метра.

Новый собор святого Петра был гораздо больше оригинальной Старой базилики. Тем не менее итальянские архитекторы Возрождения сохранили основную идею безвестных авторов первого храма - центром его по-прежнему являлась могила св. Петра. На этом сравнительном плане внизу серым обозначены контуры цирка Нерона, сплошной черной линией - Старая базилика, пунктиром - современный собор св. Петра. Показано расположение могилы апостола по отношению ко всем трем сооружениям.

Над ней, прямо под главным куполом, расположен основной алтарь здания, украшенный высоченным (29 метров, четырехэтажный дом!) балдахином, первой (1633 год) работой для собора Джованни Бернини, принявшего у Мадерны эстафету как капомаэстро.

Балдахин Бернини - выдающееся произведение декоративно-прикладного искусства уже следующей эры - барокко. Необычная форма его колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия крестоносцами Иерусалима.

Вот перед ним и находится лестница в гробницу святого Петра. Этот спуск называется Confessio - своеобразное окно в исповедальне, через которое верующие могли обратиться напрямую к раке, где находятся мощи первого из апостолов. В 1968 году папа Павел VI объявил, что останки 60-70-летнего человека, найденного в этом месте при раскопках еще в 1950-е годы, каким-то образом идентифицированы как останки св. Петра.

Под этим полом и находится могила первого римского епископа, от которого вот уже 265 римских пап ведут свою преемственность. Сложно представить, что 1950 лет назад здесь было обычное кладбище, а рядом стоял античный цирк, где тысячи людей умирали, а часть их них даже славила при этом цезаря.

После завершения строительства собора в центре внимания римских пап оказалось создание достойной площади перед ним, соответствовавшей бы масштабами и архитектурным антуражем и храму, и тому количеству верующих, которое могло на ней оказаться. Формирование ее архитектурного ансамбля было поручено Джованни Лоренцо Бернини, что он с успехом и проделал в 1656-1667 гг. По замыслу архитектора, площадь должна была состоять из двух половин. Первая по форме напоминала трапецию, расширяющуюся к фасаду собора и зрительно увеличивающую его высоту, уменьшая при этом ширину. Вторая половина представляла собой гигантский эллипс, с юга и севера ограниченный монументальными колоннадами. Обратите внимание на сплошную белую линию, соединяющую внешние стороны колоннад со стороны города (в правом нижнем углу) - это граница, разделяющая две страны: Италию и Ватикан.

В центре эллипса, на центральной оси собора св. Петра, установлен тот самый обелиск из Гелиополя, вывезенный в 36 году по приказу Калигулы из Египта и первоначально установленный в цирке Нерона. Обелиск, общей высотой 40 метров, прозван «Свидетелем», так как считается, что именно у него казнили апостола Петра.

По обе стороны от обелиска, на оси, перпендикулярной центральной, сооружены два фонтана, уравновешивающие композицию в целом.

Общий вид площади, названной, как и собор, в честь первого римского епископа. По замыслу Бернини, вся композиция должна была напоминать руки, как бы обнимающие верующих и приглашающие их в храм.

300 лет площадь упиралась в сплошную стену средневековых домиков и ренессансных палаццо, отделявших ее от Тибра и исторического центра Рима. Фотография 1900 года.

Все эти 300 лет архитекторы вынашивали планы создания широкого променада, раскрывшего бы собор на реку и служившего бы парадным подходом к нему. Вот один из проектов.

Идею смогли реализовать только при кровавом режиме Муссолини. Волевым решением диктатора через средневековые кварталы и историческую сеть улиц в направлении замка св. Ангела и моста через Тибр того же имени был таки пробит искомый проспект, и теперь с купола собора открываются весьма живописные и душеспасительные перспективы. Так что уничтожали милые сердцу туристов и коренных жителей «узкие кривые улочки» не только в Советском Союзе, прорубая Новый Арбат (в Москве) или новую Немигу (в Минске). Градостроительное благо ставилось превыше ностальгической умиляющей старины и во вполне цивилизованных европейских странах (правда, при не вполне цивилизованных режимах). Что характерно, и там это тоже вызывало лютое, бешеное сопротивление краеведов и прочей неравнодушной общественности.

Проект был осуществлен в 1936-1950 годах, то есть заканчивался даже после того, как Муссолини с триумфом расстреляли. Его реализация началась вскоре после заключения так называемых Латеранских соглашений, оформивших в 1929-м отношения между Италией и новым государством-городом Ватикан. Конфликт, в ходе которого римские папы на протяжении 59 лет (в 1870-1929 гг.) объявляли себя «узниками Ватикана», отказываясь его покидать в знак протеста против ликвидации Папского государства, образования единой Италии и узурпации, казалось бы, богом данной понтификам собственности, был успешно разрешен. По этому поводу новый проспект назвали Виа делла Кончилиационе (то есть «улица Примирения»).

Собор св. Петра теперь стал прекрасно виден прямо от Тибра. Тем не менее архитектурные «наци» и прочие пуристы от зодчества продолжают негодовать, ведь кроме сетки старых кварталов разрушен был и любопытный замысел Бернини. По идее создателя площади святого Петра, она должна была совершенно неожиданно своим грандиозным открытым пространством и монументальным ансамблем зданий набрасываться на путника, плутающего по тем самым узким кривым улочкам. Мол, идет пилигрим, ничего не подозревает, и тут внезапно выходит на огромную пьяццу с еще более умопомрачительным собором на ней, от чего дополнительно преисполняется высоких чувств. С созданием улицы Примирения такой оглушающий эффект уже был недостижим. Человек к созерцанию ватиканских красот начинает готовиться заранее.

Собор святого Петра с прилегающей одноименной площадью - это, безусловно, главные архитектурные сооружения Ватикана. На этом плане показано их соотношение в расположении и масштабах относительно цирка Нерона (выделен оливковым цветом) и Старой базилики (коричневый пунктир), когда-то занимавших примерно это же место.

Но собором и площадью архитектурное содержимое Ватикана, разумеется, не ограничивается. Несмотря на всю ограниченность территории карликового государства (ватиканские 44 га это, для сравнения, чуть больше площади Комсомольского озера в Минске) и то, что больше половины ее занимают сады, парки и прочие лужайки, здесь умудрились разместить еще несколько десятков зданий, выполняющих совершенно разнообразные функции и зачастую небезынтересных внешне. Собственно, благодаря им Ватикан и может считаться полноценным, пусть и несколько своеобразно функционирующим государством.

Посмотрим на компьютерную аксонометрию страны. Цифрами подписаны важнейшие ее здания и сооружения.

1 - Собор святого Петра, 2 - площадь святого Петра с обелиском и фонтанами, 3 - Апостольский дворец с Папскими апартаментами, 4 - Сикстинская капелла, 5 - Бельведерский дворец, занятый Ватиканскими музеями, 6 - Апостольская библиотека, 7 - Браччо Нуова, 8 - Пинакотека, 9 - казармы Швейцарской гвардии, 10 - казармы Папской жандармерии, 11 - почтамт, 12 - супермаркет, 13 - аптека, 14 - дворец Святой канцелярии, 15 - зал для аудиенции имени Павла VI, 16 - дом св. Марты (папская гостиница), 17 - церковь св. Стефана, 18 - железнодорожный вокзал, 19 - Губернаторский дворец, 20 - Папская академия наук, 21 - Старые сады, 22 - Новые сады, 23 - монастырь Mater Ecclesiae (новая резиденция папы Бенедикта XVI), 24 - Радио Ватикана, 25 - Абиссинская семинария, 26 - гелипорт.

Кроме собора и колоннад, окруживших пьяцца Сан-Пьетро, туристы во вторую очередь обращают внимание на довольно хаотичный комплекс построек, нависающих над северной колоннадой. Это так называемый Апостольский дворец, где, помимо музейных помещений, внутри живет и римский папа. Видите правый верхний угол здания? Окна на третьем этаже - его!

Предыдущий папа, Бенедикт XVI, обращается к пастве из окна личных апартаментов.

Интересно, что здесь папы жили далеко не всегда. Не считая авиньонского пленения, продолжительный срок, когда Рим был еще столицей Папского государства, а не единой Италии, их резиденция находилась в римском Квиринальском дворце на одноименном холме. Сейчас он - официальная резиденция президента Италии.

Еще одно постоянное место жительство пап - Латеранский дворец рядом с базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано. Кстати, не все туристы знают, но именно она является официальным кафедральным собором Римского диоцеза, епископом которого по должности является папа. У собора св. Петра кафедрального статуса нет. Впрочем, фактически епархией в ежедневном режиме давно уже управляет специально назначаемый генеральный викарий, службы которого частично и занимают сейчас Латеранский дворец. Последний, в отличие от Квиринальского, по-прежнему принадлежит Святому Престолу и имеет в рамках Италии экстерриториальный статус. Такой ватиканский анклав.

В настоящее же время частные Папские апартаменты (сюда не входят официальные помещения для приема высоких гостей и прочее) состоят из примерно 10 комнат, включая личные кабинет, спальню, столовую, гостиную, кухню, библиотеку и даже медицинскую палату. Они занимают третий этаж так называемого дворца Сикста V и выходят как на площадь св. Петра, так и во внутренний двор. В этих комнатах папа постоянно живет круглый год, за исключением особо жарких в Риме месяцев с июля по сентябрь, на которые он перемещается в свою летнюю резиденцию в Кастель Гандольфо под Римом.

Так, например, выглядел рабочий кабинет папы Бенедикта XVI. После смены понтифика апартаменты подвергаются ремонту в соответствии со вкусами нового наместника Христа. Например, Бенедикт XVI пожелал иметь под рукой все 20 000 томов собранной им библиотеки, для чего оборудовали специальную комнату.

Здания Апостольского дворца не представляют собой единого целого. Они строились в разное время при разных папах и сейчас образуют довольно беспорядочное нагромождение объемов преимущественно XV-XVI веков.

В комплексе имеются даже фрагменты оборонительных укреплений, как, например, эта башня Борджиа, построенная при папах, происходивших из данной одиозной итальянской семьи. История папства почти никогда не была мирной.

Большая часть этих помещений сейчас используется под музейные нужды, как, например, эти так называемые «Станцы Рафаэля», четыре сравнительно небольших зала, расписанных Рафаэлем Санти и его учениками. Когда-то это были личные апартаменты папы Юлия II (того самого, который инициировал строительство нового собора св. Петра), а сейчас они служат для экспонирования рафаэлитских фресок.

Светские помещения густо облеплены и религиозными постройками. Вокруг и внутри Апостольского дворца сразу несколько часовен и церквей. Самая известная из них, конечно, Сикстинская капелла, украшенная росписями Микеланджело, этого заклятого рафаэлевского друга. Довольно небольшая домовая церковь была построена в 1473-1481 гг. по заказу папы Сикста IV (отсюда и ее название) и внешне воображение не поражает. Как и многие итальянские средневековые церкви, экстерьер ее предельно скромен.

Зато совершенно иной эффект, благодаря гению Микеланджело, капелла производит изнутри. Именно тут традиционно проводятся Папские конклавы, включая и только что завершившийся.

Наверное, самая известная фреска из Сикстинской капеллы - «Сотворение Адама».

Как и большинство других помещений дворца, капелла фактически является сейчас музеем. Последний, точнее целый набор из разнообразных музеев, занимает и так называемый Бельведерский дворец, довольно крупный комплекс построек к северу от дворца Апостольского. Его общий вид хорошо рассматривать с купола собора св. Петра (в правом нижнем углу Сикстинская капелла). Это длинный прямоугольник с двумя перемычками-галереями, образующими сразу несколько внутренних дворов. Его строительство началось в конце XV века при Иннокентии VIII и последовательно продолжалось при едва ли не десятке последовавших за Иннокентием пап.

В ближнем к собору св. Петра внутреннем дворе, Бельведерском, когда-то проводились турниры и устраивались прочие увеселяющие понтификов мероприятия. Сейчас его занимает огромная автостоянка. В корпусах, окружающих двор и занятых когда-то различными папскими учреждениями, сейчас находятся Ватиканские музеи.

К примеру так выглядит так называемая «Галерея карт».

Когда-то корпуса Бельведерского дворца образовывали каре вокруг единого внутреннего двора, но уже в 1587 году поперек него было построено здание Апостольской библиотеки, что разрушило оригинальную композицию.

Сикстинский салон Ватиканской библиотеки. В настоящее время ее фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 000 манускриптов, 8 300 инкунабул, более 100 000 гравюр и географических карт, 300 000 монет и медалей - богатейшее собрание, сформированное за два тысячелетия существования папства.

Второй внутренний двор - так называемый сад делла Пинья (пинья - по-итальянски «шишка»), названный так в честь фонтана, выполненного в форме гигантской бронзовой шишки.

Она находится на этом месте с 1608 года, а отлита была в первом или втором веке нашей эры мастером Публием Цинцием Сальвием, оставившим свое имя в основании самой колоссальной шишки планеты.

Южную сторону сада делла Пинья образует так называемая «Браччо-Нуово» (слева), очередная галерея-перемычка, построенная уже только в 1822 году. Перед ней установлен арт-объект, так называемая «Сфера внутри Сферы». Как видим, и современное искусство не чуждо Ватикану.

Хотя, конечно, основное содержимое Ватиканских музеев - это искусство классическое. Ценность выставленных в бесконечных анфиладах залов Бельведерского дворца экспонатов сложно сколь-нибудь трезво представить.

К западу от дворца расположены отдельно стоящие (и построенные куда позже) Пинакотека (картинная галерея, на переднем плане, 1932) и Этнологический миссионерский музей (1960-е, вверху).

По крайней мере Пинакотека вполне успешно мимикрирует под Бельведер XVI века, хотя строилась она на 400 лет позже.

Бесконечно богатые Ватиканские музеи пользуются непреходящей популярностью у туристической публики, регулярно образующей умопомрачительные очереди желающих прикоснуться к прекрасному. Одновременно это является и весьма ощутимым источником дохода Святого Престола.

Ватикан не чужд не только современному художественному искусству, но и архитектуре, и технологиям. В 1971 году выдающийся итальянский архитектор и инженер Пьер Луиджи Нерви по личному заказу папы Павла VI спроектировал огромную ультрасовременную аудиторию на 6500 сидячих или 12 000 стоячих мест. Здание из монолитного железобетона характерной изогнутой формы предназначено для проведения общих аудиенций папы римского и прочих массовых мероприятий. Интересно, что сцена с троном понтифика находится еще на ватиканской территории, а основная часть зала - на итальянской. При этом последняя имеет экстерриториальный статус.

В 2007 году крыша сооружения была оборудована 2400 панелями солнечных батарей. Вырабатываемой ими электроэнергии достаточно для удовлетворения всех потребностей здания.

Особенно эффектно аудитория им. Павла VI выглядит изнутри, где сложная криволинейная форма свода подчеркнута ритмом рядов светильников.

По соседству с этим залом расположена папская гостиница, носящая имя «Дома святой Марты». Шестиэтажное здание в форме буквы «Н» было возведено в 1996 году по инициативе Иоанна Павла II специально для размещения гостей Святого Престола и в особенности членов Коллегии кардиналов во время проведения конклавов. Их правила требуют компактного и в то же время изолированного от внешнего мира проживания всех участников выборов нового понтифика.

Ранее кардиналов закрывали (порой буквально замуровывали) в Сикстинской капелле, где они вынуждены были жить в крайне стесненных условиях. С увеличением количества кардиналов-выборщиков им перестало хватать имевшихся в комплексе капеллы монастырских келий. В итоге пожилых (и зачастую не обладающих богатырским здоровьем) людей селили во временных помещениях, иногда разделенных обычными простынями, по нескольку человек в одной комнате. Все это, скорее, напоминало быт общежития, и хотя, конечно, порой способствовало скорейшему завершению конклава, все же не отвечало требованиям времени. Иоанн Павел II, поучаствовав в двух таких конклавах, прежде чем быть избранным папой, решил все же избавить своих наследников от подобного экстремального опыта. На месте старой больницы, построенной для больных холерой еще в конце XIX века, было возведено скромное внешне и внутри здание, решившее проблему с комфортом кардиналов-выборщиков и в то же время позволяющее должным образом разобраться с вопросом о их изоляции на время выборов главы церкви.

Это, конечно, никакой не пятизвездочный отель. Все по-монастырски скромно, но и эти спартанские условия не идут ни в какое сравнение с существовавшими ранее в Сикстинской капелле. В здании 106 сьютов, двухкомнатных номеров, 22 одиночные комнаты и 1 апартаменты, куда переселяют папу после избрания и где он живет до тех пор, пока не отремонтируют папские покои в Апостольском дворце. На фото - спальня в стандартном двухкомнатном номере.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют.

Апо́стольский дворе́ц (итал. Palazzo Apostolico , также называемый Ватиканский дворец или Папский дворец ) - официальная резиденция папы римского , расположенная в Ватикане . Официальное название - Дворец Сикста V (лат. Palatium Sixti V ).

В комплекс зданий Апостольского дворца входят Папские апартаменты , правительственные учреждения Римско-католической церкви , несколько часовен, ватиканские музеи и библиотека Ватикана . Залы для аудиенций располагаются на третьем этаже дворца, среди них Климентинский зал , Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980-1990 гг.) и Станцы Рафаэля .

До переноса столицы Италии в Рим в г. летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец . Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце , а в городке Кастель-Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

План северной части Апостольского дворца (Rodolfo Lanciani, 1893-1901).

О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений: одни приписывают её Константину Великому , другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI в.). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для коронования, резиденцией папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме; но затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец . Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан становится постоянной папской резиденцией и расширяется целым рядом грандиозных пристроек.

Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св. Петра , близ конной статуи Константина Великого. Главная лестница (scala Regia) с великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет в Царскую залу (Sala Regia), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паулинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари , Саммакини , братьев Цуккеро , Сальвиати и Сиккиоланте .

Паулинская капелла замечательна двумя фресками Микеланджело: «Обращение апостола Павла» и «Распятие ап. Петра», значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаже находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так называемые Станцы Рафаэля , которые Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508-20). Зала Константина ведет в Sala de Chiroscuri (зало светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo, с фресками Фра Ангелико , а с другой - в галерею Лож. Но главный путь в Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX.

В XIX веке в 5-и залах третьего этажа, позади лож Рафаэля, была расположена Ватиканская картинная галерея, которая заключала небольшое число картин, являющихся лучшими произведениями великих мастеров. Затем 19 марта 1908 года в одном из крыльев Бельведерского дворца была открыта Ватиканская пинакотека , для которой в 1932 году было построено новое здание по заказу папы Пия XI.

Собственные апартаменты папы и зала аудиенций расположены вокруг двора св. Дамаза, со стороны храма св. Петра.

Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента . В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы - все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский , Лаокоон и его сыновья , Гермес Бельведерский и Персей Кановы .

Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.

Лестница музея выводит в сад della Pigna. В торцовой стене дворца устроена полукруглая ниша (архитектор Пирро Лигорио , 1560 г.) с бронзовым римским фонтана в форме шишки (итал. Pigna ) I в., давшем название всему саду.

Северный конец восточной галереи Браманте и галерею Браччо-Нуово занимает музей Кьярамонти . Каждая сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского и др.). В галерее Браччио-Нуово статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты: Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юг, отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников), основанный папой Пием VII.

В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1) Музей светских предметов - собрание античной утвари из разных металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой кости. 2) Музей священных предметов - собрание древней церковной утвари, найденной в катакомбах и др. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которой Григорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.

Галерея Арацци во втором этаже западной галереи Браманте заключает в себе драгоценное собрание ковров, исполненных по картонам Рафаэля и изображающих деяния святых апостолов.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: