Река иордан - место крещения иисуса христа. Иордан Туры по Иордану

Река Иордан (Израиль) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одна из самых известных рек планеты, река Иордан - естественная граница между Израилем и Иорданией и популярное место паломничества христиан, спешащих пройти символический обряд крещения именно в том месте, где некогда его принял Иисус Христос от Иоанна Крестителя. Иордан неоднократно упоминается не только в Новом, но и в Ветхом Завете как место совершения многочисленных чудес: его переходили посуху пророки, воды этой реки расступились перед Иисусом Навином, ведшим израильтян с Ковчегом Завета, знаменуя окончание их сорокалетних скитаний по пустыне. Сегодня увидеть Иордан и погрузиться в его святые воды можно и с израильского, и с иорданского берегов.

Немного истории и географии

Река Иордан протянулась на 252 км от подножия горы Хермон, через озеро Кинерет, впадая в Мертвое море . Это естественная граница между современными государствами Израиль и Иордания некогда отделяла территорию Земли обетованной, куда, согласно обещаниям Всевышнего, Иисус Навин привел странствовавших 40 лет по пустыне иудеев. Тогда воды Иордана расступились перед процессией, и это далеко не единственное чудо реки, описанное в религиозных текстах. Иордан переходили посуху пророки Илия и Елисей, здесь же были явлены многочисленные чудеса исцелений. Вера в целебную силу его воды широко бытовала и в период Византии.

Однако главная причина паломничества христиан к реке Иордан кроется в Новом Завете. Согласно Библии, в водах Иордана Христос принял крещение от Иоанна Крестителя, после чего разверзлись небеса и на землю снизошел Святой Дух в виде голубя, свидетельствуя мессианскую миссию Спасителя.

Крещение в реке Иордан

Что посмотреть

Как и Мертвое море, реку Иордан могут посетить туристы, находящиеся и в Израиле, и в Иордании. Израильская сторона Иордана более благоустроенна и удобна для посещения, но и более коммерциализирована - особенно это чувствуется на месте крещения Христа. Иорданская - практически нетронутая человеком, дикая и первозданная, однако и менее комфортна.

Самое популярное место для того, чтобы прикоснуться к водам Иордана со стороны Израиля - туристический комплекс Ярденит, расположенный в месте выхода реки из озера Кинерет, в нескольких километрах от Тверии . В год Ярденит посещают более 400 тыс. туристов и паломников, большая часть - чтобы принять символическое крещение. Ярденит не соответствует точному месту крещения Христа, однако был выбран властями Израиля в качестве символической достопримечательности. В благоустроенной купальне с плавным сходом в воду ежедневно (и не бесплатно, за 10 или 25 USD, в зависимости от набора услуг) можно пройти обряд троекратного погружения в Иордан, а в магазине - приобрести освященные предметы православного культа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Со стороны Иордании символическое место крещения Христа выглядит просто и утилитарно: деревянный помост с тремя ступенями, по которым паломники спускаются в воду. За погружение плату не взимают, но удобств и услуг здесь также нет.

Одним из самых популярных зимних туров, особенно во второй половине января, являются путешествия к реке Иордан. Этот природный поток считается естественной границей между двумя ближневосточными странами. Иордания и Израиль пользуются возможностью принять туристов и благочестивых паломников, зарабатывая таким образом на своих исторических и религиозных достопримечательностях. В этой статье мы рассмотрим, как туда попасть, что обязательно увидеть и посетить, а также какой город на реке Иордан находится.

Место расположения

Этот поток упоминается практически во всех священных книгах иудаизма и христианства. Здесь, согласно легендам, происходили многочисленные чудеса. Реку переходили пророки без всякого брода, словно по суше. Когда иудейский военачальник Иисус Навин шел с израильской армией и Ковчегом Завета, воды расступились перед ним, чтобы пропустить их. Но больше всего это место известно потому, что здесь, как говорят Евангелия, принял крещение Христос. Поэтому вряд ли можно найти человека, который не знал бы, где находится река Иордан. Но если уж быть географически точным, то этот поток течет с горы Хермон (так называемые Голанские высоты), минуя озеро Кинерет (бывшее Тивериадское море). Он начинается с места слияния трех рек - Хацбани, Баниаси и Дан. Затем, пройдя более двухсот пятидесяти километров с севера на юг, он впадает в Мертвое море.

Река Иордан. Место крещения Иисуса Христа

Поток этот известен более всего тем, что здесь произошло так называемое Богоявление. Так говорят три синоптических Евангелия, а также Писание от святого Иоанна о том, где именно на Иисуса Христа сошел Святой Дух в водах Иордана, когда он принимал обряд из рук Иоанна Крестителя. Правда, точное расположение этого места до сих пор неизвестно. По этому поводу даже существуют разногласия. Так, многие греческие рукописи содержат упоминания о том, что таким местом может быть город Вифавара на реке Иордан. Существуют и другие наименования этого населенного пункта. Его также называют Вифанией Заиорданской. Разнятся источники и в том, где именно находился этот город. Например, Ориген утверждает, что местом его расположения является западный берег реки Иордан. В других переводах Библии утверждается, что этот город находился за потоком.

Другие версии

Существует старинная карта шестого века, называемая Мадабской, где указано место крещения Христова. На ней оно обозначено напротив города Иерихона. То есть это фактически западный берег реки Иордан. Некоторые говорят, что автор карты просто перепутал стороны света. Ведь довольно долго традиционным местом крещения Христа считался восточный берег. До завоевания арабами паломники стекались в город Иерихон на реке Иордан, где, как утверждают тогдашние путешественники, стояла мраморная колонна с железным крестом. Затем, после того как Палестина и восточный берег стали труднодоступными, местом крещения стал считаться запад реки. Там были построены многочисленные храмы. А уже после последующих войн все эти церкви были разрушены и точное место крещения утеряно. Существуют предположения, что река многократно меняла свое русло. Поэтому историческое место крещения может находиться и на суше.

Современное паломничество

С эпохи Возрождения принято считать, что Христос входил в воду в десяти километрах от города Иерихона на реке Иордан. Но до сих пор неясно, с какого именно берега. Поэтому обе страны - и Израиль, и Иордания - считают, что это важнейшее в религиозной истории событие происходило именно на их территории. На западном берегу реки это место носит название Каср-аль-Яхуд. Оно более благоустроенное, туда ездят толпы людей, но и всякой торговли и коммерции там неизмеримо больше. Иорданская сторона гордится местом, называемым Вади аль-Харар. Оно более дикое, первозданное, но не слишком туристическое и не очень комфортное для посещения. Зато, возможно, оно более аутентичное. Ведь именно там проводились археологические раскопки и был найден фундамент мраморной колонны, о которой упоминалось в античных источниках.

Ярденит

Это самое популярное и известное место, которым славится современная река Иордан. Израиль построил здесь очень раскрученный туристический комплекс. Он находится недалеко от озера Кинетер, возле города Тверии. Его расположение не соответствует даже тому месту крещения, которое традиция размещает возле Каср-аль-Яхуда. Однако власти Израиля избрали его в качестве своего рода символической достопримечательности. Здесь есть благоустроенный бассейн, где оказываются услуги по троекратному погружению в воду Иордана. Стоит такое символическое крещение от десяти до двадцати пяти американских долларов. Рядом находится лавочка, где можно приобрести различные предметы, освященные в православном храме. Сюда приезжает до четырехсот тысяч паломников в год именно для того, чтобы принять такого рода крещение. Самой популярной датой считается девятнадцатое января, когда чин освящения воды совершает патриарх Иерусалима.

Вади аль-Харар

Это место находится напротив Каср-аль-Яхуда. Там, на территории Иордании, построен православный храм Иоанна Предтечи. Здесь можно обнаружить небольшой водоем Аль-Махтас, который уже потерял связь со своим руслом, и это теперь не река Иордан. Место крещения Иисуса Христа тем не менее окружено остатками византийских построек, восходящих к шестому веку, а также множеством фундаментов древних церквей. С две тысячи пятнадцатого года Аль-Махтас включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и сюда тоже устремляются паломники. Правда, на этой стороне все попроще, нет навороченных бассейнов, а просто деревянный помост со ступенями. Зато погружение в воду бесплатное.

Иерихон

Этот интересный город на реке Иордан стоит посетить тем, кто отправляется в паломничество по святым местам. Ведь это самое древнее поселение людей, известное историкам. Ему уже более десяти тысяч лет. Оно находится на территории, где действует палестинская администрация, в пятидесяти километрах от Иерусалима. Правда, в связи с арабо-израильским конфликтом сюда больше не ездят организованные группы, но индивидуальные туристы вполне могут добраться на местных маршрутках, а затем на такси. Здесь, на холме Телльс-эс-Султан, можно увидеть руины города, которым не менее семи тысяч лет. В Старом Иерихоне находится мозаичный пол одной из самых древних в Израиле синагог, а в трех километрах оттуда - дворец одного из первых арабских халифов седьмого века. Недалеко от города расположена знаменитая гора, куда, по преданию, дьявол вознес Иисуса Христа и искушал его, а на ее вершине - греческий православный мужской монастырь.

Туры по Иордану

В последнее время такие поездки стали очень популярны, и их устраивают многие компании. Ведь сама Иорданская долина очень красива. Независимо от политического конфликта на Ближнем Востоке и споров на тему того, какой именно стране принадлежит место Крещения Господня, экскурсии по этой реке предлагают даже семьям с детьми, особенно в летнее и осеннее время года. Прогулки на каяках или даже сплавы вниз по течению на надувных плотах по очень живописным местам, среди водопадов, гротов и тихих заводей, где можно поплавать и искупаться, - это еще не все, что предлагают путешественникам местные туристические клубы. Можно покататься вдоль реки на велосипедах или джипах, пройтись пешком. Везде много благоустроенных мест для отдыха и пикников.

Flickr.com, grandpamony

Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь в его водах принял крещение Иисус Христос. Но где доподлинно находится это самое место, стало известно только в конце XX столетия.

Вифара за Иорданом

В Евангелии от Иоанна указывается адрес того места, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель - недалеко от селения Вифавара за Иорданом. Но где именно находится это селение? Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в 4 километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море.

Определить ее истинное местоположение помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия в городе Мадаба. Мозаичное изображение размером 15 х 6 метров, относящееся к VI веку н.э., представляет собой великолепно сохранившуюся точную карту Святой Земли с указанием всех христианских святынь.

Карта указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки в местечке Вади эль-Харар (на территории современной Иордании).

Кроме того, в том месте, где 2000 лет назад происходил обряд Крещения, воды на данный момент уже нет. За такой огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологами были обнаружены руины трех византийских церквей и мраморная плита, на которой, как предполагают, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа. Именно эта колонна часто упоминается в письменных источниках паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

После бурных дебатов ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Так, весной 2000 года визит папы Иоанна Павла II в эти места закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар - величайшая христианская Святыня.

Русская Православная церковь в знак признания этого факта приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Считается, что храм основан на том самом месте, где Иисус Христос оставил свою одежду перед тем, как окунуться в воды библейской реки.

Открытие этого величайшего для всего христианского мира объекта стало возможным в результате мирного соглашения, подписанного между Израилем и Иорданией в октябре 1994 года.

Ярденит в Израиле

Множество паломников, ежегодно посещающих Израиль , хотели бы иметь возможность окунуться или даже совершить обряд крещения в водах реки Иордан.

Но река Иордан практически на всем своем протяжении от озера Кинерет (Галилейского моря) до Мертвого моря представляет собой естественную границу между двумя государствами Израилем и Иорданией. Границу, надо сказать, не всегда мирную, в связи с чем, подходы к реке как с одной, так и с другой стороны находятся под пристальным наблюдением военных.

С этой целью Министерством туризма Израиля было определено специальное место, представляющее собой тихую заводь в районе истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря). В 1981 на этом месте был построен специальный комплекс для паломников, получивший название Ярденит.

Согласно Евангелию от Марка, в момент крещения в водах реки Иордан на Иисуса сошел святой дух в виде голубя: “И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” . (Мк. 1, 9-11) Именно эти слова, написанные на мемориальной стене на всех языках мира, встречают приезжающих сюда паломников.

Комплекс оборудован пешеходными дорожками, удобными подходами к воде, раздевалками, душевыми кабинами. В магазинчиках, находящихся на территории комплекса, можно приобрести или взять напрокат рубашки паломника, купить бутылочки для иорданской воды, различную сувенирную и косметическую продукцию земли Израиля.

В местном ресторанчике вам обязательно предложат отведать популярную среди туристов рыбу тиляпию, которую здесь величают “рыбой Святого Петра”.

История возникновения этого названия отсылает нас к Евангелию от Матфея, согласно которому в те давние времена всякий еврей старше 20 лет должен был ежегодно платить налог в размере 2 драхм на содержание Храма. Но у Иисуса не было денег, и тогда он попросил Петра сходить к морю, закинуть удочку и заплатить налог той монетой, которую найдет во рту у первой пойманной им рыбы. Считается, что этой рыбой и была тиляпия. За жабрами рыбки до сих пор можно разглядеть два темных пятна, якобы следы от пальцев самого Апостола.

Ежегодно сотни тысяч христианских паломников со всех уголков земного шара посещают комплекс Ярденит в Израиле. Нередко приезжают целые автобусы с паломниками во главе со священниками, которые совершают здесь обряд Крещения.

Очень часто у паломников, уже крестившихся ранее, возникает вопрос: “Можно ли пройти обряд крещения еще раз, но на этот раз в водах реки Иордан?”. Дело в том, что крещение - это специальный ритуал, совершающийся в жизни верующего христианина всего один только раз. Исключением может быть только переход из одной конфессии в другую - в этом случае имеет смысл проконсультироваться у священнослужителей той или иной конфессии.

Паломники совершают в водах реки Иордан ритуальные омовения во исцелении души и тела. Переодевшись в белые одежды, паломники произносят слова молитвы, после чего трижды окунаются в воды Иордана во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Местонахождение: Южная оконечность озера Кинерет, шоссе 90. От шоссе до Ярденита 0,5 км.

Как добраться: Рейсовые автобусы из Иерусалима № 961, 963, 964; автобусами от северных городов страны, движущимися по шоссе № 90.

Часы работы:

понедельник - четверг: 08:00 - 18:00,
пятница и канун праздников: 08:00 - 17:00

Вход свободный. Все посетители для поддержания благочестивой атмосферы должны иметь белые крестильные одежды, которые можно приобрести ($24) или взять напрокат ($10).

Река Иордан - восточная граница Святой Земли - не раз упомянутая в тонах и других еврейских источниках.

Именно переход через Иордан и чудеса, явленные Б-гом во время этого перехода, послужили отправной точкой, началом завоевания еврейским народом земли Израиля.

В дальнейшем река Иордан стала границей между коленами Гада , Реувена и половиной колена Меньше, попросившими себе надел на восточном берегу Иордана, и остальными коленами.

Интересно, что согласно предписанию Торы, 3 из 6-ти городов-убежищ , созданных евреями, Моше-Рабейну выделил по ту сторону Иордана, хотя население и территория, занимаемая там израильтянами, была значительно меньше (Бемидбар 35:9-15) . И поясняет Раши : это потому, что « … в Гилад много убийц» (Гилад - область в Заиорданье). Так как речь здесь идет про убийства непреднамеренные, случайные, то это можно интерпретировать так: случайных убийц больше там, чем в Земле Израиля. Очевидно, это связано с духовными различиями земель, лежащих на по разные стороны реки Иордан.

И еще говорят наши мудрецы: причина, по которой первыми в плен были угнаны те колена - в том, что они выбрали жить за Иорданом.

Так или иначе, из этих примеров мы видим, что река Иордан служила своеобразным духовным «водоразделом» между землей Израиля и соседствующими с ней землями.

Рассмотрим основные события еврейской истории, связанные с Иорданом.

Рассечение вод Иордана

Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа.

Второй раз это произошло, когда Иеошуа бин Нун вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3 ).

Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана?

У этого чуда была двойная цель. Во-первых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации.

И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты.

Переход через Иордан совершился во вторник 10-го Нисана 1270 г. до н. э.

«В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше…» (Иеошуа 4:14 ). «И было: как услышали… все цари ханаанские, … что иссушил Ашем воды Иордана, … оробело сердце их» (там же 5:1 ).

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена.

Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена , которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам , вставшим впереди всей процессии.

Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю.

Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его. Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить. Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

Вопреки законам природы

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Кроме этого чуда, были и другие.

Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (эморейцев) (Иеошуа 10:12-15 ).

Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11 ).

При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19 ). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей. Какую бы цель ни преследовал Ашем - спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество - совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой. Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то «невозможное», например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. «Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, - глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней» (Дварим 11:12 ). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

Законы, связанные с посещением мест совершения чудес

При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение:

«Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте» .

Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения).

Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.

Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них - место, где расступились воды Иордана («и народ переходил против Иерихо» - Иеошуа 3:16 ).

А также - место, где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо (Иерихон).

Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благословение читать нельзя. Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.

Песнь Иордана

Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,

Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное…

И для Элияу разделил Ты его… (прежде, чем он вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним .

Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду .

Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона .

Обрезание у Гильгаля

На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне.

Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву (заповедь) даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей. Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день. Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом , они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы. В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы. Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания.

Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.

В рамках экскурсии "Три в одном" мы посетили место крещения Иисуса Христа на реке Иордан. Мест этих, на самом деле два - первое хорошо оборудовано и с чистой водой, а второе - с мутной водой, но зато признанное Папой Римским. Его то мы и посетили.

Процесс купания


Папа Римский Иоан Павел Второй во время визита на это место - мозаика

Река Иордан впадает в Мёртвое море, она часто проходит по границе Иордании и Израиля, так что территория эта пограничная - на неё надо попасть. Но, если вы приезжаете с пакетной экскурсией, то задумываться не о чем. Главное - о чём нас предупредили "Не фотографируйте иорданских солдат. Им это не нравится!".


Я не удержался, и сделал одну фотографию. К счастью, отряд пограничников не заметил эту съёмку бойца.

Автобус останавливается на парковке, и гид с туристами идут к месту крещения. Если вы хотите непременно искупаться в Иордане с иорданской стороны - у вас должна быть одежда. С иорданской стороны нельзя купаться в плавках или купальнике, а желательно взять белую рубашку. В Акабе такие можно купить за 4 динара ($5,6), на месте цена уже $10 за обычную рубашку и $20 за освященную.


Единственный магазин при месте крещения. Там продают рубашки и разные освященные сувениры.

Забегая вперёд, скажу, что с израильской стороны окунаться в Иордан в купальниках и плавках можно. Таких ограничений нет.


В Израиле требования к купающимся более мягкие

Перед купанием нам показали место где на самом деле происходило крещение. Сейчас там Иордан уже не течёт - река за 2000 лет сильно сместилось. Но оригинальное место нашли. И это признал Ватикан.


Вот тут, говорят, крестили Иисуса 2000 лет назад

Так что, по словам гида, иорданская сторона - более правильная.

Описания есть на разных языках, в том числе и на русском.

Вот так выглядело это место 2000 лет назад.


Место купания с Иорданской стороны.

Поначалу большинство группы очень хотят купаться в священном месте. Но только туристы видят воду, так сразу начинается - гвал. Почему-то никто не знал о том, что вода тут очень и очень грязная.


Дно, мягко говоря, не видно.

"Какая же тут грязная вода!" говорят с первого вида очень религиозные тёти. "А как тут холодно!". И потом многие решают, что тут они купаться не будут.


Панорама места.

Инициативу у женщин берут мужчины. Они настроены более решительно, и начинают доказывать, что вода не такая холодная. Среди мужчин в группе оказываются такие, кто решил купаться в любом случае, и они подают остальным пример.


Первые смельчаки

За мужчинами начинают спускаться женщины. Всех поторапливает гид - он говорит, что у нас очень мало времени. Есть очередь из групп, желающих купаться, и за нами начинают собираться какие-то французы или немцы. Нет времени тянуть - надо плавать.


На израильской стороне сидели расслабленные люди. Наши туристы поприветствовали их по английски, но ответили им на русском языке. Оказалось, что и там "Наши люди". На израильской стороне было как-то поспокойнее. Хотя там просто зона купания пошире.


Русскоязычные туристы с израильской стороны.

Гид объяснил то, что израильская сторона для купания выглядит более благоустроенно тем, что правительство Иордании стремиться сделать всё максимально оригинальным - также, как это было 2000 лет назад. "Мы чтим историю, а они строят вместо этого красивые каменные лестницы".

Самые нерешительные женщины погружались последними. Важно было не только погрузиться в Иордан, но и сделать красивое фото. Один из туристов мужчин в нашей группе искупался в числе первых, потом посмотрел фото, которые сделала его спутница, они ему не понравились, и он залез в реку еще раз.

Важный вопрос - надо ли одевать купальник под рубашку для купания? Да, лучше его надеть. А иначе рубашка после купания будет просвечивать, а эротика не очень уместна на подобном святом месте. Купаться не обязательно в стандартных белых рубашках - можно в любых других (смотрите на фото купающихся). Можете заранее взять их с собой.


Залезть и вылезти не очень просто.

Все отмечали, что вода очень очень холодная.


Емкость с чистой водой.

Также вода из Иордана считается святой. Рекомендуется набрать её в бутылку. Муть должна осесть и исчезнуть, а бутылку со святой водой можно привезти в багаже домой. Если набирать воду из реки вам не нравится, то есть специальный кувшин с относительно чистой водой.


Селфи на фоне Иордана.

Я это не проверял, так как сам не купался. Всё-таки я не слишком ортодоксальный верующий. Но чуть позже в этот я всё-таки искупаюсь в Мёртвом море. О чём напишу отдельно.


Церковь рядом с местом купания была закрыта.

В Иордании есть еще одно место для купания в Иордане. Оно хорошо оборудовано, но исторически не так верно.


Вид на Иордан.

Иордан - очень небольшая река. Раньше она была широкой, а сейчас обмельчала. Вслед за ней осушается и Мёртвое море. Но это отдельная история.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: