Авиация россии. Аэропорт Раменское: "испытание" вместо открытия? Быковский авиаремонтный завод
Весной 2016 года ожидается открытие четвёртого аэропорта московского авиационного узла. Наряду с «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово» аэропорт «Раменское» станет крупной воздушной гаванью столицы. Предполагается, что к 2021 году его пропускная способность достигнет 12 миллионов пассажиров в год.
Авиация России предлагает небольшой экскурс в историю развития аэропортов московского авиаузла.
Первый аэропорт столицы
Первая воздушная гавань появилась в Москве в 1910 году на Ходынском поле. Поскольку авиационный транспорт в то время только развивался, строили аэродром на пожертвования любителей авиации. Участие в создании аэродрома принимал и Николай Жуковский, который в 1904 году открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла.
На лётном поле соорудили грунтовую взлётно-посадочную полосу и шесть маленьких ангаров. Первый взлёт с площадки произвёл польский лётчик Михаил Сципио дель Кампо. Официальное открытие аэродрома прошло 3 октября 1910 года. На мероприятии присутствовали представители военного начальства и многие русские авиаторы.
Фото: РИА Новости
Лётчик-испытатель Борис Иллиодорович Россинский с помощниками во время испытаний новой модели самолета на Ходынском поле, 1910 год
Первый полёт над городом выполнил русский авиатор Михаил Ефимов. А в 1918 году на Ходынском поле организовали «летучую лабораторию», в которой под руководством Жуковского проводили опыты и исследования по аэродинамике и воздухоплаванию.
Впоследствии на Ходынке был создан научно-опытный аэродром Главвоздухфлота. А несколько позже рядом с площадкой разместились основные авиационные конструкторские бюро и авиазаводы.
Фото: фотохроника ТАСС
Полет одного из первых русских авиаторов Сергея Уточкина над Ходынским полем, 1912 год
Лётное поле получило статус Центрального аэродрома, а первые пассажирские перевозки начались 3 мая 1922 года. Это были рейсы Москва-Кёнигсберг-Берлин. Через год крылатые машины начали курсировать и внутри страны – появились воздушные трассы из Москвы в Нижний Новгород. Расстояние в 420 километров четырехместные аэропланы АК-1 преодолевали за два с половиной часа.
В 1931 году на Центральном аэродроме появилось первое здание аэровокзала, которое в то время было одним из самых больших в мире. В 1936 году воздушную гавань реконструировали, построили бетонную взлётно-посадочную полосу.
Спустя два года к аэропорту подвели Замоскворецкую линию метро. Под Ленинградским проспектом появилась станция "Аэропорт". Теперь добираться до аэропорта стало ещё легче.
После войны практически все рейсы с Центрального аэродрома перенесли в «Быково», «Внуково» и «Остафьево». Основной задачей лётного поля на Ходынке стало испытание новых самолётов. В частности, здесь испытывали бомбардировщик Ил-28, а также пассажирские лайнеры Ил-86 и Ил-96.
В период с 1960 по 1971 год здесь располагалась Центральная вертолётная станция. С Ходынки можно было улететь в другие московские аэропорты – «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево».
В 2003 году с полосы аэродрома взлетел последний самолёт, аэропорт закрыли. Некоторое время на лётном поле оставалась списанная техника, здесь планировали открыть музей авиации.
Однако впоследствии рядом появились высотные жилые дома, а на месте лётного поля хотят построить парк. В здании аэровокзала сегодня располагается торговый центр.
«Быково», «Остафьево» и «Внуково»
В связи с увеличением объёма авиационных перевозок в 1930-е годы началось активное строительство в столице других аэродромов. Вторым московским аэропортом стала площадка в «Быково». В 1933 году здесь построили грунтовую полосу и стоянку для самолётов.
В 1936 году в связи с реконструкцией Центрального аэродрома в Быково были переброшены основные пассажирские рейсы, которые выполнялись по центральному расписанию.
Во время Великой Отечественной войны аэродром стали использовать для военных нужд. В это время здесь построили взлётно-посадочную полосу из кирпича. А в 1950-х на аэродроме установили диспетчерский пункт и радиолокатор.
В 1968 году в Быково испытывали Як-40, который стал первым реактивным пассажирским самолётом для местных авиалиний. Машина Яковлева стала совершать рейсы по маршруту Быково-Кострома-Быково, а затем и по другим линиям.
Фото: РИА Новости
Самолеты Як-40 в аэропорту Быково, 1974 год
После постройки нового здания аэровокзала в 1975 году пассажиропоток в «Быково» превысил 1,5 миллиона человек в год. Однако вскоре все рейсы аэропорта стали выполняться из других аэропортов.
Долгое время из «Быково» летал единственный рейс – Москва-Нижний Новгород. А в 2011 году аэропорт закрылся. Сейчас на лётном поле стоят склады, а рулёжные дорожки используют для стоянки автомобилей.
Более счастливая судьба у подмосковного аэродрома «Остафьево», который был открыт на том месте, где в 1803 году приземлилась на своем воздушном шаре первая русская воздухоплавательница княгиня Прасковья Гагарина.
В 1934 году в исторической местности появился аэродром. Отсюда в разные города Советского Союза регулярно летали почтовые и пассажирские самолёты Ли-2. Во время войны здесь дислоцировались самолёты, которые участвовали в бомбежках Берлина. Позже в «Остафьево» разместилась эскадрилья самолётов дальней авиации.
В 90-е годы территорию активно начала осваивать компания «Газпром-Авиа», была проведена реконструкция аэропорта. В то же время возникла идея организации в «Остафьево» корпоративного аэродрома.
В начале 2000-х годов московские власти пытались добиться закрытия аэропорта, так как он мешал строительству жилых комплексов в деревне Староникольское, которая находится в зоне звукового воздействия посадочной площадки. Однако аэродром удалось отстоять.
Сегодня Остафьево представляет собой современный аэропорт бизнес-авиации. Также здесь дислоцируются воздушные суда морской авиации.
Открытый в 1935 году аэродром «Тушино» в годы войны обслуживал бомбардировщики и истребители. Затем он стал местом авиационных парадов, которые посещало высшее руководство государства. В 1970-80-е годы здесь располагался Центральный аэроклуб имени Чкалова, в котором молодых людей обучали пилотированию и прыжкам с парашютом.
Фото: фотохроника ТАСС
Празднование Дня воздушного флота СССР на аэродроме в Тушино, 1956 год
С начала 90-х годов аэродром стали использовать для проведения массовых мероприятий. В частности, тут проходил международный рок-фестиваль «Monsters of Rock» и фестиваль «Крылья».
Последний самолёт улетел из «Тушино» в 2014 году. Это был магистральный Ил-14, который хранился на аэродроме более 20 лет и был восстановлен энтузиастами.
Московские гидроаэродромы
На том месте, где сейчас расположен Филёвский бульвар, в период с 1923 по 1970 годы находился заводской аэродром космическо-научного производственного центра имени Хруничева. Рядом на Москва-реке располагался и небольшой гидроаэродром.
Другая водная гавань для воздушных судов находилась на Химкинском водохранилище на окраинах Тушино. Гидроаэродром начали строить одновременно с прокладкой канала «Москва-Волга», он получил название благодаря находившейся рядом деревне Захарково и стал Захарковским аэродромом.
Здесь были оборудованы специальные причалы для самолётов-амфибий, а также устройство для их подъёма в ангары для ремонта. На Захарковском аэродроме базировались самолёты полярной авиации. Именно отсюда отправлялись экспедиции в Арктику.
Сейчас здесь стоит новый жилой микрорайон.
«Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово»
В 1937 году из-за перегруженности Центрального аэродрома на Ходынском поле было начато строительство новой авиационной гавани – аэропорта «Внуково». Первая очередь была закончена до начала военных действий, поэтому во время войны здесь уже располагалась Московская авиагруппа особого назначения.
Именно во «Внуково» 9 мая 1945 года приземлился пилотируемый лётчиком Семенковым Ли-2, на борту которого находился «Акт о безоговорочной капитуляции войск гитлеровской Германии». Сюда же прилетал самолёт с красным знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом.
После окончания войны «Внуково» получил статус основного и первого международного аэропорта столицы. Отсюда авиалайнеры полетели в Австрию, Болгарию, Германию, Польшу и другие европейские страны.
Фото: Мастюков Валентин; Коньков Александр / ТАСС
Командно-диспетчерский пункт аэропорта Внуково, 1958 год
14 апреля 1961 года во «Внуково» с космодрома «Байконур» прилетел первый космонавт Земли Юрий Гагарин. В аэропорту была организована торжественная встреча - всем хорошо известны кадры, когда Гагарин идёт по ковровой дорожке для рапорта Хрущёву (и развязавшийся шнурок на ботинке - это всё было во Внуково).
При подготовке к Олимпиаде 1980 года аэропорт реконструировали, пропускная способность увеличилась, теперь в час аэропорт мог обслужить 2300 пассажиров. Отсюда же в 1980 году был совершён сверхдальний перелёт в Антарктиду на самолёте Ил-18Д, а в декабре того же года - первый полёт на первом советском широкофюзеляжном лайнере Ил-86.
Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась появлением новых пассажирских самолётов и значительным увеличением объёма пассажирских перевозок. Существовавшие тогда аэропорты не справлялись с наплывом желающих воспользоваться услугами воздушного транспорта. Поэтому было принято решение построить в Москве ещё два крупных аэропорта. Так появились «Шереметьево» и «Домодедово».
Аэропорт «Шереметьево» изначально строился как главный военный аэродром Советской армии, в начале 1950-х годов он не принимал гражданские рейсы и носил название «Шереметьевский» по расположенному рядом посёлку.
По легенде, идея создания в этом месте гражданского аэродрома возникла у Хрущева, который был сильно поражён размером лондонского аэропорта Хитроу. После посещения Англии он сказал, что подобный авиационный порт пора строить и в СССР. Его слова восприняли как руководство к действию, и уже 11 августа 1959 года «Шереметьево» принял первый пассажирский рейс из Ленинграда.
Фото: Ю. Чуприков / ТАСС
Сверхзвуковой самолет ТУ-144 около исторического павильона-«рюмки» в Шереметьево, 1970 год
Вскоре здесь построили здание аэровокзала, а география перелётов распространилась на весь мир: авиалайнеры стали летать в США, Канаду, Мексику, Аргентину и даже Австралию.
«Домодедово» появился несколько позже, но сразу в качестве гражданского аэропорта. Первый пассажирский Ту-104 вылетел отсюда в Свердловск в 1964 году, а регулярные пассажирские перевозки начались в 1966 году.
В советское время существовало чёткое разграничение географии полётов между основными аэропортами Москвы. Например, из «Шереметьево» выполнялись международные рейсы и внутренние перелёты на север и северо-запад. Из «Внуково» летали на юг и в республики Закавказья. В «Быково» базировались самолёты, выполнявшие региональные перевозки по европейской части страны. «Домодедово» же специализировался на перелётах в Среднюю Азию, Сибирь и на Дальний Восток.
В 90-е годы произошло резкое сокращение авиационных перевозок, в связи с чем нагрузка на аэропорты значительно снизилась. Аэропорт «Домодедово» перешёл под контроль туристической фирмы и авиакомпании «Ист Лайн», которую создали предприниматели Антон Баков и Дмитрий Каменщик. В 1992 году «Домодедово» получил статус международного аэропорта.
Сегодня «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово» считаются основными аэропортами Москвы, принимающими миллионы пассажиров, однако существовавшая некогда их специализация. Все воздушные порты столицы являются международными и встречают самолёты со всего мира.
Аэропорт Быково – это бывший аэропорт города Москвы. Расположен на 35 км юго-восточней от городского центра. С городом Жуковский был связан Казанским направлением железной дороги и Жуковским шоссе.
В 2010 году 18 октября аэропорт был закрыт для самолетов и вертолетов гражданской авиации. Он служил посадочной площадкой для вертолетов, принадлежащих МВД России. До октября 2011 года на территории аэропорта базировалось авиатакси «Декстер», впоследствии переехавшее в аэропорт Раменское.
В 2011 году аэропорт Быково был исключен из реестра гражданских аэродромов, начались работы по сносу комплекса аэровокзальных сооружений.
История
Аэродром был построен в 1933 году и занимался обслуживанием рейсов в промышленные центры страны. Изначально была построена ГВПП.
В 1936 году в связи с реконструкцией центрального аэродрома все рейсы осуществлялись с Быково, временно исполняющего функции столичного аэропорта.
В военные годы была построена ВПП из кирпича размерами 1000х80 метров.
С 1948 года начал эксплуатировать пассажирские самолеты Ли-2, позже Ил-12, Ил-14.
С 1950-х годов введен в эксплуатацию единый диспетчерско-командный пункт с радиолокатором.
С начала 60-х годов ВПП была перестроена, покрытие было выполнено из асфальтобетона, что позволило расширить список принимаемых судов. Началось обслуживание самолетов Ан-24.
В 1968 году Быковский авиаотряд одним из первых совершил пассажирский рейс на самолете Як-40 с реактивным двигателем по маршруту Быково – Кострома и обратно.
В начале 70-х пассажирооборот составил 1млн человек. Было принято решение о строительстве нового здания аэровокзала с пропускной способностью 400 пассажиров/час. В 1975 году новый аэровокзал был принят в эксплуатацию.
Достаточно короткая ВПП была причиной инцидентов, связанных с выкатом самолетов после посадки за ее пределы. В 1979 году была увеличена длина до 2200 м и установлено светосигнальное оповещение.
В 1980 году аэропорт начал принимать самолеты Як-42, был открыт рейс в Краснодар.
В 1990 году аэропорт обслужил около 2,8 млн пассажиров. С 1994 года после приватизации аэропорт начал называться ОАО «Быков-Авиа». Предприятие обслуживало местные рейсы.
Последний постоянный рейс из Москвы в Нижний Новгород выполнялся компанией «Центр-Авиа» до 2009 года.
Вплоть до 2011 года аэропорт осуществлял чартерные перевозки.
Типы принимаемых воздушных суден
Самолеты:
Все типы вертолетов.
Ремонтная база
На территории комплекса аэропорта находится ремонтный завод, так называемый БАРЗ. Завод занимался ремонтом самолетов различных производителей – от У-2 до современных воздушных судов Як-42 и Ил-76. Сейчас завод имеет узкую специализацию и занимается ремонтом двигателей Д-30.
Перспективы развития
После закрытия предполагалось, что на базе аэропорта будет организован новый аэропорт международного значения с показателями пассажиропотока до 500 тыс. в год. Позже стало известно, что реконструкции не будет, а предприятие, скорее всего, начнет заниматься обслуживанием авиации специального предназначения.
Интересная информация
Аэропорт Быково уникален своей метеорологической станцией. Расположение площадки было осуществлено с нарушением норм. Поэтому из-за непосредственной близости к аэровокзалу температура воздуха постоянно завышалась на пару градусов. Эта особенность делала аэропорт Внуково самым «теплым» в округе.
Во время прохождения в Москве Международного космического авиасалона на базе аэропорта был обустроен паркинг для автомобилей посетителей, который насчитывал около 15 тысяч машиномест.
Основные данные:
Бывший аэропорт региональных линий Москвы, в конце 2011 года закрыт.
Координаты аэропорта: широта 55.62, долгота 38.06.
GMT часовой пояс (зима/лето): +4/+4.
Страна расположения аэропорта: Россия.
Когда в 1936 году на Центральном аэродроме имени Фрунзе началась реконструкция, его временно закрыли. И в этом регионе функции столичного аэропорта были переброшены в Быково, откуда с тринадцатого сентября 1936 года начались регулярные авиарейсы (согласно центральному расписанию).
Аэропорт "Быково". Карта. Как добраться?
Связанный со столицей Рязанским шоссе, а также линией Московской железной дороги, аэропорт "Быково" неудобен для грузовых перевозок. Добраться до него можно несколькими путями:
- на электричке от Казанского вокзала;
- на автобусе: от станции курсируют экспрессы;
- на автомобиле - двадцать минут от МКАД.
История
Расположенный в тридцати пяти километрах от центра столицы, аэропорт "Быково" на сегодня старейший в России. В годы Великой Отечественной он интенсивно функционировал для фронта. С 1948-го в "Быково" эксплуатировали только российские пассажирские самолёты Ли-2, а позже и авиалайнеры Ил-12 и Ил-14. В шестидесятые на нем была выложена кирпичная взлетная полоса. Ее длина составляла около километра, а ширина - восемьдесят метров. Это позволило эксплуатировать не только Ил, но и пришедшие на смену им турбовинтовые самолеты Ан-24.
В середине пятидесятых здесь построили единый установив обзорный радиолокатор. В конце шестидесятых с объединённым Быковским авиаотрядом было начато проведение испытаний первого в мире реактивного пассажирского лайнера Як-40, который свой первый рейс совершил по маршруту "Быково-Кострома-Быково".
В то же время была произведена серьезная реконструкция его территории, в том числе и взлетной полосы. В 1975-м построили новое здание, которого - четыреста пассажиров в час. В девяностых годах, после перестройки, аэропорт "Быково" на 49 процентов перешел в собственность ОАО "Быково-Авиа", а остальная часть досталась государству.
Современное положение дел
В настоящее время аэропорт "Быково" функционирует, обслуживая только местные воздушные линии и малое количество трасс средней протяженности. С регулярными рейсами работа не производится. Однако сюда приземляется служба МЧС, а также выполняются коммерческие и чартерные рейсы.
Сегодня аэропорт "Быково" (Москва находится в сорока километрах) переживает свое второе рождение. В планах местных властей, а также администрации области предполагается создание на его основе самого современного международного аэропорта. У аэропорта будет сформированная сопутствующая инфраструктура автомобильные трассы и железные дороги.
В здании аэровокзала разместятся залы ожидания и авиакассы, а также три зала Центра деловой авиации со спецконтрольным пунктом и отдельным выходом к перрону. Сюда при помощи гибкой ценовой политики планируется активно привлекать клиентов. Услугами этого самого старого российского аэропорта будут пользоваться госчиновники, а также представители спецслужб и силовики. Немало пассажиров ожидается и среди бизнесменов - тех, кому необходимо очень быстро и безопасно пересекать большие расстояния. Скоро аэропорт "Быково", фото которого представлено в статье, станет одним из самых модернизированных в регионе.
Инциденты
Короткая взлетно-посадочная полоса стала причиной аварии, произошедшей в июле 1971 года с самолетом марки Як-40 с бортовым номером СССР-87719. При пробеге, проводимом после посадки, лайнер выкатился за полосу, пересек автодорогу и врезался в близлежащие строения. После этого он загорелся. И это был не единственный аналогичный инцидент. Подобные неприятности в семидесятых годах повторялись несколько раз. После этого ВПП реконструировали, доведя ее длину до 2200 метров, а заодно увеличив прочность. Кроме того, на аэродроме было заменено светосигнальное, связное и радионавигационное оборудование.
В 1980-м Быковским авиапредприятием был освоен самолёт третьего поколения стодвадцатиместный Як-42, который в декабре того же года выполнил первый регулярный рейс в Краснодар. Последний полет с этого аэропорта по маршруту "Москва-Нижний Новгород" на этом лайнере был проведен авиакомпанией "Центр-Авиа" в 2009 году.
С тех пор аэропорт "Быково" больше не обслуживает регулярные авиарейсы. Сюда летают только вертолёты и самолёты ГУ "МАЦ" или МВД, а также выполняются чартерные полеты.
Расположенная недалеко от аэродрома площадка метеостанции не соответствовала требованиям действующих норм, согласно которым она должна быть построена в десять раз дальше от зданий и деревьев. На самом же деле АМСГ фактически располагалась всего в нескольких метрах от здания аэровокзала. А это означало, что данная метеостанция существенно - на один или два градуса - завышала фиксируемую температуру воздуха. По этой причине ее показатели в "Быково" являлись самыми высокими среди остальных аналогичных точек по Московской области. Вот почему в августе 2011-го метеостанцию закрыли.
Название аэропорта: Быково (Bykovo) . Аэропорт расположен в стране: Россия (Russian Federation) . Город местонахождения аэропорта г.Москва (Moscow) . IATA код аэропорта Быково: BKA . Код аэропорта ИАТА это трёхбуквенный уникальный идентификатор, присваиваемый аэропортам мира Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА). ICAO (ИКАО) код аэропорта Быково: UUBB . Код аэропорта ICAO это четырёхбуквенный уникальный идентификатор, который присваивается аэропортам мира Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).
Географические координаты аэропорта Быково.
Широта на которой расположен аэропорт: 55.617222000000, в свою очередь долгота аэропорта соответствует: 38.059999000000. Географические координаты широты и долготы определяют положение аэропорта на земной поверхности. Чтобы полностью определить положение аэропорта в трёхмерном пространстве, необходима ещё и третья координата - высота. Высота аэропорта над уровнем моря составляет 130 метров. Аэропорт расположен в часовом поясе: +3.0 GMT. В авиабилетах на самолёт всегда указывается местное время вылета и прилёта аэропорта согласно часовым поясам.Гражданский аэропорт Москва Быково находился в юго-восточном направлении от центра Москвы. Он был образован еще в 1933 году с целью обеспечения сообщества с крупными промышленными центрами Российской Федерации. В 1936 году центральный аэродром им. М. В. Фрунзе был временно закрыт, поэтому регулярные рейсы поручили аэропорту Быково. Именно с этого момента он активно начал свою деятельность.
В 1950-х годах аэродром оборудовали обзорным радиолокатором, а также на нем построили командно-диспетчерский пункт.
В 1960-х годах, кроме грунтовой взлетно-посадочной полосы, появилась еще и асфальтобетонная, которая была пригодна для эксплуатационных лайнеров Ан-24.
В 1979 году аэродром была оснащен новым связным оборудованием, а также радионавигацией, что позволило ему принимать вертолеты всех типов, а также самолеты типа Як-42, Ан-12, Ил-76, Ту-154, которые специализировались на местных рейсах и среднедальних авиаперелетах.
В 1994 году аэропорт Москва Быково приватизировали. Главным держателем акций (51 %) стало государство, а остальные получил трудовой коллектив.
Последний регулярный рейс был совершен авиакомпанией «Центр-Авиа» в 2009 году.
В период с 2009 по 2011 год были прекращены все регулярные рейсы, и аэропорт использовался исключительно для чартерных авиаперелетов.
В 2010 году он еще эксплуатировался в качестве посадочной площадки для вертолетов МВД, а в 2011 году окончательно прекратил свою деятельность.
Базовая авиакомпания
Аэропорт Москва Быково являлся базой для авиакомпании Dexter.
Ближайшие города и аэропорты
Аэропорт находился на расстоянии:
35 км от города Москва;
150 км от города Калуга;
48 км от города Чкаловский;
270 км от города Ярославль;
249 км от города Иваново.
Инфраструктура и услуги
На территории аэропорта был расположен складской механизированный комплекс «Руланд», а также стоянка для большегрузного транспорта. Сегодня там планируют построить новый международный аэропорт.