Мосты рима. Рим: "Римские мосты" Мосты рима

Тибр, Tevere, Tiberis.
Без этой реки Рим - не Рим. Как и без мостов, соединяющих ее берега.
Истоки Тибра в Аппенинах, в области Эмилия-Романья, дальше путь лежит через Перуджу, Умбрию, Лацио и заканчивается в Тирренском море.
В 753 году до нашей эры именно на берегу этой реки, в 25 км от Остии (места впадения Тибра в Тирренское море), был основан Рим.


По легенде, в воды Тибра были сброшены в корзине младенцы Ромул и Рем.
«Раб положил детей в корзину и понёс к реке. В это время Тибр разлился, и вода продолжала прибывать. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег, у самой воды, и ушёл. Он подумал, что вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, и они утонут. Но корзина с детьми зацепилась за ветви растущего на берегу дерева. Тем временем вода спала, а близнецы выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться воды. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком. Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал». Спустя годы, братья Ромул и Рем выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром - Палатинский холм.
Легенду о Ромуле, Реме и основании Рима читайте .


В пределах Рима мостов через Тибр по данным, мною найденным в сети, насчитывается двадцать один.
Как элементы мозаики, они, как и каждый римский камень, фонтан, улица или камень, создают то самое привычное лицо Рима, которое нам знакомо. Или таковым кажется.



Все мосты я вам не покажу.
Можно, конечно, задаться целью, совершить марш-бросок вдоль Тибра, осуществить фотофиксацию всех мостов и о каждом рассказать. Но Рим меня к этому не располагает. Идешь по придуманному маршруту, и вдруг поворот в какую-то улочку, а за ней еще, и так до бесконечности…
А потом, уткнувшись в карту, ты судорожно пытаешься вернуться к исходной точке. Римский творческий беспорядок.

Так, блукая из улицы в улицу, мы подошли к мосту Умберто I (Ponte Umberto I), соединяющему Площадь судов (Piazza dei Tribunali) и Дворец правосудия с Площадью моста Умберто I (piazza di Ponte Umberto I) и окрестностями Пьяцца Навона (до Пьяцца Навона от этого места 5-7 минут пешком.


Строительство продолжалось в течение десяти лет с 1885 по 1895 год.
На церемонии открытия 22 сентября 1895 года присутствовал король Умберто I, в честь которого был назван мост, с женой Маргаритой Савойской.

Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) — пешеходный мост, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом.

Начиная с XVI века для устрашения населения на нем стали вешать казненных арестантов.
И в это же время на Ponte Sant’Angelo появились изваяния апостолов Петра и Павла. Позже к ним присоединились десять ангелов работы учеников Бернини.

Современные источники сообщают, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой - отсюда

Вид на Мост Святого Ангела с купола Собора Святого Петра. С использованием зума, конечно.


Ныне мост облюбован не только туристами, но и торговцами, художниками. Гости Рима со всех концов света вальяжно прогуливаются среди палаток с сувенирами, безделушками и рядами поддельных сумок, выстроившимися у стен Замка Святого Ангела.


Вид на мост Святого Ангела со смотровой площадки Замка Святого Ангела.

Мост Витторио Эмануэле II (Ponte Vittorio Emanuele II) - рядом с мостом Святого Ангела.
Почти 25 лет (1886-1911 г.г.) потребовалось для возведения нового моста, посвященного первому королю объединенной Италии Витторио Эмануэле II. Четыре крылатые Виктории и четыре группы скульптур, помещенных на мосту, символизируют объединение Италии, свободу, победу над угнетателями и преданность новому государству.

Этот же мост в ноябре 2012 года. Фото отсюда .


Вода поднялась до отметки 13,50 метров.

В 1876 году были построены высокие набережные, предотвращавшие разлитие реки.
Набережные рассчитаны на подъем воды 18,45 метров
Улицы вдоль набережной сегодня называются lungoteveri («вдоль Тибра»).


Несколько мостов пропускаем и оказываемся над островом Тиберина (Isola Tiberina) - небольшим островом на Тибре.
Фото не мое (летать не умею), а взято отсюда .
В верхней части фотографии - действующий мост Ponte Palatino и рядом с ним разрушенный мост Ponte Rotto, к которым мы вернемся чуть позже.
А сейчас внимание к тем мостам, что в центре, соединяющим остров Тиберина с противоположными берегами Тибра: Ponte Fabricio и Рonte Cestio.


Мост Фабричо (Ponte Fabricio) один из самых старейших и хорошо сохранившихся мостов Рима. Он соединяет остров Тиберина с восточной частью города. Мост был построенв 60-50 годах до н.э.
Название мост получил в честь Лучио Фабричио, римского попечителя мостов. Мосты в Риме значение имели стратегическое, поэтому начальники мостов, отвечавшие за их функционирование и сохранность, были людьми уважаемыми, имеющими вес.



Мост Честио (Ponte Cestio ) — древнейший после соседнего моста Фабричо сохранившийся мост Рима.
Мост соединяет остров Тиберина с Трастевере. Построен он был около 40 - 50 годов до н. э., возможно, Луцием Цестием (братом Гая Цестия), впоследствии несколько раз реставрировался.



Мост Эмилио или так называемый Разрушенный Мост (il Ponte Emilio - Ponte Rotto) - первый полностью каменный мост (142 год до н. э. постройки).
Поиски информации об этом мосте навели меня на упоминание о статье "Мост и город" в журнале "Архитектура СССР" за 1938 год советского инженера и архитектора Ивана Сергеевича Николаева (1901-1979).


Выдержка: «О качестве этой постройки можно судить по тому, что мост простоял 1700 лет, пока в 1575 году не был капитально реставрирован. В реставрированном виде он простоял 23 года и рухнул во время наводнения в 1598 году. При реставрации моста архитектор Маттео ди Кастелло заботился больше о скульптурном его оформлении и не доглядел за тем, что подрядчик, производивший каменные работы, заменил античный камень бутом. Почти перед самой смертью Микеланджело этому великому мастеру была поручена реконструкция моста, но вскоре заказ был отобран по той, якобы, причине, что Микеланджело тратил слишком много камня. Отсюда ясно, что Микеланджело, как опытный строитель, отдавал себе отчет в необходимости больших затрат на ремонт моста, простоявшего более полутора тысячелетия».

Когда мы задумываемся о строениях, которые сохранились до наших дней, мы, как правило, вспоминаем Колизей, падающую башню в Пизе и пирамиды. Но как насчёт сооружений, которые используются - по своему прямому назначению - до сих пор?

Пока большинство древних сооружений получило вторую жизнь в качестве туристических достопримечательностей, обычный непритязательный мост может сохранять своё изначальное предназначение на протяжении веков.

Существует много мостов, которые были возведены сотни лет назад и всё так же используются в повседневной жизни в наши дни благодаря тому, что их строили на века.

В то время как старые мосты чаще всего разрушаются из-за стихийных бедствий, взрываются во время войн или сгорают в результате трагических катастроф, мосты из этого списка пережили века, относительно не изменившись.

10. Мост Фабриция (Pons Fabricius), Рим, Италия

Римляне построили много того, что выдержало испытание временем. Благодаря их жёсткой и эффективной методике строительства несколько важных сооружений, возведённых в римскую эпоху, стоят по сей день. Если вам захочется внимательно осмотреть и изучить плоды их ручной работы, то отправляйтесь в Рим и посетите мост Фабриция.

Мост был построен Луцием Фабрицием в 62 году до н.э., вероятно, взамен сгоревшего деревянного моста. Можно сказать, Луций приказал его построить, так как он написал это на мосту в четырёх разных местах.

В 21 году до н.э. два консула, Марк Лоллий и Квинт Эмилий Лепид, подкорректировали мост, чтобы он лучше сохранился после наводнения, произошедшего в 23 году до н.э. Правда, какие именно улучшения были осуществлены, нигде не указано.

Возможно, это была надстройка небольшой арки на мосту, которая ослабляла давление во время наводнений. Вероятно, только это и помогло мосту сохраниться на протяжении веков.

9. Понте Веккьо (Ponte Vecchio), Флоренция, Италия


Построенный в 1345 году, мост Понте Веккьо находится во Флоренции (Италия). Он был возведён взамен деревянного моста, не выдержавшего во время наводнения, поэтому до сих пор сохранился в своём первозданном великолепии.
Интересной особенностью моста Понте Веккьо (что в переводе с итальянского означает "старый мост") является сводчатая галерея с магазинчиками. Сегодня здесь продаются ювелирные украшения и различные сувениры, а изначально в пассаже находились лавки мясников. Собственно, из-за торговцев рыбой и мясников, которые торговали здесь в XV веке, на мосту всё ещё чувствуется неприятный запах.

Учитывая, что в то время Флоренция становилась столицей Возрождения, великий герцог Фердинанд I запретил на мосту продажу мяса и рыбы, приказав, чтобы на нём находились лавки лишь золотых и серебряных дел мастеров, что создавало городу привлекательный образ, способствуя увеличению потока богатых иностранных туристов.

Мост вряд ли дожил бы до настоящего времени, если бы не акт уважения, проявленного во время Второй мировой войны. Когда немецкие солдаты уходили из города, они взрывали все мосты при отступлении. Мост Понте Веккьо - единственный мост, который они не тронули, предпочтя уничтожить доступ к нему, нежели его самого.

8. Мост Риальто (Ponte Di Rialto), Венеция, Италия


Итальянский мост был возведён в 1591 году на месте разрушившегося деревянного моста. Он был спроектирован архитектором Антонио де Понте, который в условиях жёсткой конкуренции участвовал в конкурсе на лучший проект моста наряду с такими выдающимися архитекторами, как Микеланджело, Палладио, Виньола.

К сожалению, после того, как мост был построен, он не встретил восторженной реакции среди местных жителей. Со стороны критиков он получил как похвалу, так и презрительные насмешки, резко осуждавшие его дизайн - "неустойчивый и неизящный". Такое же внимание было привлечено к Эйфелевой башне после того, как она была построена.

Несмотря на критику, мост остался почти нетронутым с момента своего появления. Учитывая, что он должен был иметь 7-метровую арку, чтобы под ним могли проплывать галеры, а также быть достаточно крепким, чтобы в центре него мог разместиться ряд лавок, он должен был быть конструктивно устойчивым и прочным. Мост Риальто настолько прочен, что во время беспорядков в 1797 году с него стреляли из пушек.

7. Мост Хаджу (Khaju Bridge), Исфахан, Иран


Строительство этого моста, возведённого на фундаменте старого моста в 1667 году, началось по приказу шаха Аббаса II. В качестве моста он выполняет свою основную цель - позволяет людям переходить через реку Заянде (Zayandeh River), но он имеет и другое применение. Мост Хаджу также функционирует в качестве плотины (и имеет шлюзы), а его наиболее интересное использование имеет социальный аспект.

Несмотря на то, что мы не привыкли к мостам, которые должны использоваться, как место для общественных встреч, это не остановило шаха Аббаса II в попытке построить один из таких. Вдоль моста до сих пор можно видеть впечатляющие рисунки и узоры из керамической плитки. В середине был построен павильон, чтобы шах Аббас II и его придворные могли наслаждаться живописным пейзажем.

В наши дни в павильоне располагается кафе и художественная галерея. В павильоне было установлено каменное сиденье, сидя на котором шах Аббас II наслаждался видом на реку. Это место по-прежнему находится там же, но уже в виде остатков былой славы.

6. Мост Шехара (Shaharah Bridge), Амран, Йемен


Мост Шехара (или "Мост вздохов", как многие его называют), построенный в XVII веке, находится на высоте 200 метров и соединяет собой две горы - Джебель-аль-Эмир (Jabal al Emir) и Джебель-аль-Фаиш (Jabal al Faish).

Местным жителям, чьи дома располагались на склонах обеих гор, было трудно добираться друг к другу в гости, так как для этого им предстояло сначала спуститься с одной горы и подняться на другую. Мост возвели для того, чтобы соединить две деревни по обеим сторонам глубокого ущелья, тем самым экономя время и усилия местных жителей.

Это был не просто опасный район для транспортных средств. Учитывая, что это был единственный въезд в город Шехара, мост должен был быть укреплён, чтобы отражать атаки турецких захватчиков. Говорят, что местные жители знают способ разрушить мост в любой момент, изолировав жителей от опасности.

Сегодня мост Шехара является главной туристической достопримечательностью и по-прежнему служит местным жителям в качестве действующего моста.

5. Мост Джэндэрэ (Cendere Bridge), Эскикале, Турция


Также известный под названием Сэвэран, мост был возведён во II веке силами четырёх городов Коммагенского царства. Мост построен в честь римского императора Септимия Севера (Septimius Severus), его жены Юлии и их двоих сыновей - Каракаллы и Геты. Будучи одним из самых древних, он также является вторым самым длинным мостом, построенным римлянами.

С каждой стороны моста возвышаются по две колонны, олицетворяя собой членов императорской семьи: Севера и Юлию с одной стороны и Каракаллу и Гету - с другой. Если вам случится побывать на мосту Джэндэрэ, то вы увидите, что колонна, олицетворяющая собой Гету, отсутствует.

Всё потому, что Каракалла убил Гету из-за постоянного соперничества, как говорят, прямо на руках у матери. Более того, Каракалла зашёл так далеко, что приказал убить всех друзей и союзников Геты, а в качестве окончательного удара по наследию Геты он приказал уничтожить любое упоминание о брате, чтобы его имя было стёрто из истории - в том числе и колонну, символизирующую Гету.

4. Мост Аньцзи (Anji Bridge), Шицзячжуань, Китай


Мост Аньцзи, возведённый в 605 году, является старейшим мостом в Китае. Мост, название которого в переводе с китайского языка означает "Мост безопасной переправы", можно сказать, был построен на века.

Он был спроектирован, чтобы стать одним из лучших в мире. В то время он считался технически прогрессивным, так как имел самую большую арку. Учитывая, что он по-прежнему является достаточно прочным, очевидно, что мост Аньцзи, будучи очень амбициозным сооружением, построен не в ущерб своему внешнему виду.

Между прочим, мост прошёл гораздо больше, чем просто проверку временем. Ему удалось выстоять после 10 наводнений, 8 войн и бесчисленного количества землетрясений, а ремонтных работ для него потребовалось всего 9 раз за весь задокументированный срок службы.

3. Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), Рим, Италия


Построенный по приказу императора Адриана в 136 году, мост Святого Ангела - один из самых известных в Риме и один из самых красивых.

В какой-то степени император построил мост ради собственного тщеславия, так как его основное предназначение - соединить весь город с мавзолеем Адриана, замком Святого Ангела (Castel Sant’Angelo).

Одно из наиболее красивых усовершенствований моста произошло спустя много столетий после смерти императора. В 1668 году итальянский архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) украсил мост по всей длине десятью статуями ангелов, две из которых он создал лично. Каждый из ангелов держит в руках символ распятия Иисуса Христа. Даже сейчас, по прошествии нескольких веков, мост и ангелы по-прежнему стоят, являясь знаменитой и прекрасной достопримечательностью.

2. Тарр Степс (Tarr Steps), Эксмур, Англия


Тарр Степс (известное как "мостки") представляет собой переправу из плит на каменной опоре. Учитывая конструкцию моста, сложно сказать, когда он был построен: предполагается, что в период с 3000 года до н.э. до времён Средневековья. Первое документальное описание моста было сделано во времена Тюдоров, то есть, по крайней мере, в конце XV века.

О Тарр Степс ходит легенда, будто он был построен самим дьяволом, поклявшимся убить каждого, кто осмелится его пересечь. Тогда местные жители, желая проверить теорию, отправили по нему кота. Кот испарился. Затем они отправили через мост викария, чтобы он встретился с дьяволом на середине моста. После того, как они договорились, дьявол сказал, что мостом может пользоваться любой, но если он захочет использовать это место для принятия солнечных ванн, то запрет на пользование мостом будет возобновлён. Так что если захотите пройти по мосткам Тарр Степс, сначала убедитесь, что на вашем пути не лежит загорающий дьявол.

К сожалению, Тарр Степс является небольшим исключением среди мостов, простоявших нетронутыми на протяжении веков. Учитывая, что груда камней является не лучшим фундаментом, некоторые из них с течением времени были снесены в результате наводнений. По этой причине все камни были пронумерованы, чтобы в подобном случае их можно было установить обратно туда, где они и лежали, дабы мост сохранил свою аутентичность. Несмотря на то, что некоторые камни уже несколько раз устанавливались обратно, технически он по-прежнему является тем же мостом.

1. Мост Аркадик (Arkadiko Bridge), Арголина, Греция


Этот мост является древнейшим из сохранившихся арочных мостов, который по-прежнему используется по своему прямому назначению. Предполагается, что он был построен в период Греческого бронзового века, в 1300-1200 г.г. до н.э.

Во времена Микенской цивилизации мост являлся частью военной дороги, которая пролегала между городами Тиринф (Tiryns) и Эпидавр (Epidauros). Ширина моста составляет почти 2,5 метра, что является гораздо шире, чем у обычных пешеходных мостов. По мнению историков, мост был спроектирован таким образом, чтобы по нему могли проезжать колесницы.

Что делает его ещё более впечатляющим, это то, что он был полностью сооружён из известняковых камней без использования какого-либо связующего вещества. Это значит, что мост Аркадик исключительно благодаря мастерству его строителей простоял три тысячелетия, начиная со времён Микенской цивилизации, и сохранился до наших дней.

Об острове Тиберина я уже рассказывала- но неожиданно мне попалась интересная легенда об одном из ведущих к нему мостов.

Римские мосты я очень люблю- как и вообще мосты, поэтому и заинтересовал вопрос- а какой мост в Риме самый старый?

Официально информация называет мост Milvio, который существовал ещё в 200 году до нашей эры,


или мостSublicio, датируемый 600 годом до нашей эры,


но в целом эти мосты дошли до нас в уже измененном, перестроенном виде, они неоднократно изменялись в течение многих веков.

Мост Милвио, например, разрушали частично в 1849 году, чтобы создать препятствие продвижению французских войск.

Так мы и подобрались к мосту Фабричио - связывающим набережную с островом Тиберина, по некоторым свидетельствам этому мосту более двух тысяч лет. Из мостов, которые сохранились в Риме в наименее измененном виде он самый старый не только в Вечном городе, но, как говорят, возможно, и в мире.

Имя свой мост получил в честь Лучио Фабричио - римскому попечителю мостов, чье имя до сих пор можно различить на аркаде моста.


В те давние времена мостов было мало и переправа через Тибр иногда становилась жестоким испытанием. Поэтому управление мостами- строительство. Поддержание их в «работоспособном» виде было задачей особой стартегической важности. И люди, занимавшиеся этим делом, были в Древнем Риме знаменитыми личностями.

Есть даже трактовка наименования Римского Папы- Понтифик- от слова Pontefice -то есть «строитель моста».

Мост Фабричио называют также «мостом четырех голов», а с этим связана одна римская легенда.

В конце 1550 года, когда Папа СикстV решил восстанавливать мост Фабричио, он дал такое поручение четырем архитекторам. Но архитекоры никак не могли прийти к согласию между собой- они спорили, ругались, дело дошло до большого скандала. Папа Сист был товарищ жесткий- известны случаи, когда в полной мере проявлялась его «тяжелая рука». Вот и здесь он «принял меры»- терпеливо ожидая, когда закончится раздор между архитекторами, он так этого и не дождался,и приказал казнить их прямо намосту.А в надзидание прочим Папа приказал установить на мосту две скульптуры, которые изображают четырех архитекторов - каждая из 4 голов, составляющих единую статую, раздражительно повернута к остальным-такпогрязшие в спорах и скандалах архитекторы вынуждены разделить одно и то же место уже навечно.

И- вотони- старые и новые римские мосты, интересные и банальные:

ПонтеКавур


Duca d’Aosta

Risorgimento


Ponte Nenni

Matteotti

Regina Margherita

Ponte Umberto

Ponte Sant’Angelo (самый знаменитый)


Vittorio Emmanuele

Principe Amedeo

Ponte Mazzini

Ponte Sisto (мой любимый римский мост)

Ponte Garibaldi


Ponte Cestio

Тибр (лат. Tiberis; Tevere) является визитной карточкой Рима еще со времен Великой Империи.

Извилистый водоем огибает знаменитые холмы итальянской столицы, любовно очерчивая силуэт (Trastevere). Блестящее зеркало реки повсеместно окружено памятками античной и средневековой архитектуры. Десятки мостов соединяют левый и правый берега Тибра, наделяя римские пейзажи непревзойденной романтикой.

Тибр берет свое начало в горных склонах Апеннин региона Эмилия-Романья (Emilia-Romagna). Полноводная горная река на своем пути к Риму пересекает Умбрию (Umbria) и Лацио (Lazio). В водоем вливаются реки Нера (Nera) и Аниене (Aniene). В преддверии Рима речка обрамляется бетонными укреплениями, по всей территории столицы русло превращается в канал Fossa Traiani. Конечной точкой течения вод Тибра является Тирренское море (Mar Tirreno).

Общая длина Тибра составляет 406 км, что ставит его на третье место в Италии по протяженности. Бассейн реки составляет 17 тысяч 375 км 2 . Для Рима водоем имеет значение основного источника водоснабжения. Итальянцы частенько называют Тибр латинским именем «flavus», что означает «белый». Это прозвище появилось из-за желтовато-белесого цвета речных вод.

Название

Существует несколько предположений по поводу происхождения названия «Тибр». Согласно одного из них, «Tiber» имеет до-латинские корни, происходя от имени собственного «Tibur» - древнего названия города Тиволи (Tivoli), находящегося в 30 км от Рима. Также найдены упоминания названия речки в письменах этрусков, в оригинале - «Tiferios», который при переходе к итальянскому мог трансформироваться в «Tiber».

Не обошлось без легенд в биографии знаменитой реки. Царь Тиберинус (лат. Tiberinus), живший в 900-х годах до нашей эры был утоплен в реке Альбуле (лат. Albula), которая позже стала известна как Тиберис (лат. Tiberis). Усопший царь был превращен богом Юпитером в хранителя бурных вод, Волтурна (лат. Volturnus). Считается, что именно благодаря этому древнему мифу реки, моря и океаны в скульптуре стали изображаться в виде могучих мужей.

История

Тибр был именно той рекой, в которой по легенде пытались утопить младенцев Ромула (лат. Romulus) и Рема (лат. Remus), основателей Рима.


Историки же считают, что Рим был основан около 753 г. до н.э. на берегу Тибра, в 25 км от побережья Остии (лат. Ostia Antica). В древности по руслу реки проходила граница между Этрусками, находящимися на западе, Сабинянами - на востоке и Латинянами - на юге.

Большую роль играла река для римлян, которые строили свою экономику за счет движения торговых судов. Торговцы доставляли провизию, строительные материалы и прочие товары в столицу. Во времена Пунических войн в 3 столетии до н.э. порт в Ости имел ключевое значение для морских сражений. Таким образом, Рим приобрел еще и стратегическое доминанту в военных действиях.


Позднее вдоль берега в районе (лат. Campus Martius) был выстроен обширный причал. А во время обустройства центральной системы водоснабжения столицы Большой Клоаки (лат. Cloaca Maxima) Тибр стала ее важной составляющей. Благодаря подземным тоннелям и трубам, чистая вода доставлялась к центру города.

С течением времени река обмелела, столичный порт и морская торговля перекочевали в соседствующий с Римом (Fiumicino). В 17-18 столетиях понтификат приложил немало усилий, чтобы очистить русло водоема на территории Рима. Произведенные работы оздоровили экологию реки, однако, в транспортном плане мало что изменилось, поскольку речные перевозки утратили свою былую значимость.

  • Тибр берет свое начало из 2 горных ключей, расположенных на высоте 1268 м над уровнем моря. В 1930 году Бенито Муссолини (Benito Mussolini) установил древнюю мраморную колонну у истока реки. На обелиске были выгравированы латинские слова, означающие: «Здесь рождена река / священная для судьбы Рима».
  • Одной из отличительных черт реки являются регулярные наводнения. Так, область Марсового поля частенько уходила на 2 метра под воду. С 1876 года римляне находятся в относительной безопасности, поскольку городские власти отстроили высокие каменные ограждения по обоим берегам Тибра.
  • Еще один интересный факт связан с именем речки: устойчивое выражение «перейти Тибр» означает обратиться в католическую веру. По аналогии, «перейти Темзу», означает погрузиться в англицизм. Во времена противостояния религий подобные идиомы имели большое значение.
  • Во времена публичная казнь преступников осуществлялась через утопление в Тибре. При императоре Тиберии (лат. Tiberius) осужденных выводили на Гемониеву террасу (Scale Gemonie), а затем сталкивали в глубокие воды. Подобной незавидной участи удостаивались не только обычные разбойники, но и первые христианские понтифики.
  • Римляне любят взбодрить себя купанием в холодной воде. 1 января отважные, если не сказать, отчаянные жители столицы под залихватское улюлюканье толпы, прыгают с моста Кавур (Ponte Cavour) в Тибр!
  • Набережная - идеальное место для утренних и вечерних пробежек и велопутешествий.

Мосты

На территории Рима левый и правый берега Тибра связывают 26 мостов. Наряду с новыми, успешно дошли до наших дней и несколько старинных сооружений.

  • Мульвиев мост (Ponte Molle) был создан в 1 веке до н.э., чтобы продлить Фламиеву дорогу (Via Flaminia) и связать Рим с Ариминумом (современными Римини (Rimini )). В 4 веке нашей эры у Мульвиева моста произошло грандиозное сражение императоров Максенция (лат. Maxentius ) и Константина I Великого (лат. Constantinus ). Это была битва не сколько за власть, сколько за господствующую религию. Поверженный Максенций утонул в Тибре, а Константин стал на одну ступень ближе к статусу единоличного императора Рима. Так началась эпоха христианства. Сегодня, недалеко от Мульвиева моста расположен Олимпийский стадион (Stadio Olimpico) на котором проходят домашние футбольные матчи клубов Рома (Roma) и Лацио (Lazio).
  • Мост Сикста (Ponte Sisto) - пешеходная переправа между правым берегом Тибра и районом Трастевере. Средневековый каменный мост, посвященный имени папы Сикста IV, смотрится весьма живописно на фоне старинной набережной. На левом береге, сразу за мостом находится Пьяцца Трулисса (Piazza Trulissa) - популярное место встречи жителей столицы и гостей Трастевере. С июля по август набережная Тибра у моста Сикста заполняется палатками с легкими закусками, коктейлями и живой музыкой. Прицениться к лоточной торговле и погрузиться в уютную вечернюю атмосферу приглашены все желающие.
  • На юг от (Vaticano) на реке расположился небольшой островок - (Isola Tiberina). С высоты птичьего полета он похож на рыбацкую лодку. Около 1000 г. на острове была основана базилика святого Варфаломея (Basilica di San Bartolomeo all’Isola), в которой находится гробница Сан-Бартоломео. Если же пересечь Тибр через остров, то на правом береге можно найти одну из удивительных римских достопримечательностей - (Bocca della Verita).
  • Мост Святого ангела (Ponte Sant’Angelo) датируется 2 веком н.э. Он рассчитан исключительно на пешие прогулки. В давние времен мост носил имя императора Адриана, поскольку был выстроен по его велению. Переправа ведет к мавзолею Адриана, который в средние века получил второе название – . В громадном каменном цилиндре замка хранятся останки христианских понтификов и множество старинных артефактов. В 15-16 веках мост, облицованный мрамором мост был украшен статуями святых Петра и Павла. А в 17 веке (Giovanni Lorenzo Bernini) дополнил декор 10 статуями ангелов.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Из мостов, фигурирующих на сегодняшней карте Рима, – а их 21 – в Средние века существовало лишь четыре: один вел к замку Святого Ангела (античный Pons Aelius, он же Pons Hadriani), один (античный Pons Aemilius) – в район нынешней площади Ин-Пишинула; еще два, мост Фабриция и мост Цестия, связывали город с островом Тиберина.

Эмилиева моста, возведенного в 179 году до н. э. цензорами Эмилием Лепидом и Фульвием Нобилиором, довольно быстро не стало: наводнение оставило от всего сооружения один лишь центральный пролет. Несколько раз мост пытались навести заново; больше всех усердствовал Павел III, который поручил было работы Микеланджело, но потом заказ у флорентийца отобрал и передал Нанни ди Баччо Биджо. Тот поставил на Тибре конструкцию исключительного изящества, но, увы, крайне непрочную – продержалась она всего лет пять. Последующим правителям реставрация моста казалась чересчур дорогостоящим проектом, так что до 1887 года дожили лишь жалкие остатки, известные под именем Ponte Rotto – Разрушенный мост. Периодически его пытались латать досками, но первое же наводнение неизбежно их сметало. В конце концов по соседству построили другой мост – железный, Палатинский (Ponte Palatino), а от этого оставили все тот же центральный пролет, чтобы не очень мешался.

Мостам, ведущим к острову, повезло больше. С I века до н. э. они сохранились в почти неизменном виде – разве что мост Цестия (Ponte Cestio), который немного переделали в 370 году со стороны Трастевере. Если дойти до его середины, то в набережной по левую сторону будет видно отверстие: сюда выходила Клоака Максима.

Мост Святого Ангела (Ponte Sant Angelo), прежде чем Бернини изукрасил его крылатыми скульптурами, вел к совершенно языческой святыне – мавзолею императора Адриана. Потом мавзолей превратился в папский замок, а мост – в главную переправу, по которой бесчисленные паломники попадали с левого берега на правый, к собору Святого Петра и Ватикану. Неудивительно, что во время юбилейного 1450 года он не выдержал груза и обвалился. Погибло больше двух сотен человек; многие из тех, кто не упал в воду, были задавлены, когда толпа ринулась прочь от реки (улица, ведущая от набережной к площади Навона, с тех пор называется Via del Panico).

Чтобы такого не повторялось, предусмотрительный Сикст IV, объявляя следующий юбилей, заложил еще один мост, Сикстинский (Ponte Sisto). Когда-то, правда, тут уже была переправа (остатки античной конструкции архитектор Баччо Понтелли встроил в свой первый пролет). И тем не менее Сикст стал первым строителем мостов со времен Империи, чем невероятно гордился. Он даже велел написать на мраморе: "Прохожий, помолись за здоровье Сикста Четвертого". На самом деле, конечно, молиться следовало не только за него: на строительство пошли деньги, взятые не из папской казны, а у римских проституток. Всякий раз когда речь заходила о масштабных общественных работах, с них собирали удвоенные или утроенные подати.

Остальные римские мосты были построены уже после объединения Италии и возведения набережных – в основном в 1880-е годы

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: