Зимний Байкал (58 фото). Тур на байкал зимой Байкал во льду


Байкал является самим глубоким озером на нашей планете и одним из крупнейших резервуаров пресной воды. Зимой тут особенно прекрасно. Благодаря прозрачности льда можно увидеть дно вблизи берега и заглянуть в таинственный мрак глубин озера.

Из-за прозрачности на лед боязно выходить, хотя толщина его местами может превышать 1,5 метра. Сквозь байкальский лед можно читать газеты и снимать, как через стекло, портреты людей.

Метровые толщи прозрачного тёмного льда, бирюзовые торосы, ледяные гроты со свисающими сосульками, и, главное, зимний Байкал с высоты птичьего полёта.

По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира.

Площадь замерзаемой поверхности Байкала - более 30 тысяч км², что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды.

Период ледостава протекает с начала января до начала мая.

Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в 15-20 км протяженностью, находящегося в истоке Ангары.

Кстати, интересно, что в Байкал впадают 336 рек и ручьёв, а вытекает только одна река - Ангара.

К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах - 1,5-2 м.

Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра — вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.

Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели — своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки.

Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих сюда туристов.

Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски.

Благодаря трещинам во льду фауна озера не гибнет от недостатка кислорода.

Горизонтальные трещины пронзают лед на всю толщину.

Застывший воздух, поднимающийся вверх сквозь лед, образует причудливые столбики в поверхностных слоях льда.

Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.

Так как байкальский лед очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород.

Ольхон — крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина - 71 км, ширина - до 12 км.

С северо-западным берегом озера образует проливы Малое море и Ольхонские ворота.

Недалеко от внешней стороны Ольхона - глубочайшее место Байкала (1642 м).

Гора Жима — самая высокая точка острова

Высота над уровнем моря 1274 м., высота над Байкалом 818 метров.

Мыс Хобой — самая северная точка Ольхона. Хобой в переводе с бурятского «клык»

Находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5км).

Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон — Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой.

Скала Три Брата (мыс Саган-Хушун).

Саган-Хушун — «белый мыс» — чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон, протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия — нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками.

Ледяной грот и набрызги (наплески).

Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы.

Их называют сокуи.

Особенно быстро растет сокуй во время сильных ветров, сопровождаемых метелью, когда ветер выплескивает на сокуй, кроме воды, массу мокрого снега.

Остров Харанцы

Остров Едор («Львиная голова»)

Ледяные сосульки в гроте

Скала Шаманка

Одна из святынь Азии ставшая знаменитым образом Байкала

Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита.

Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета.

Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма.

Словом «Бурхан» буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала.

А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем.

Вблизи мыса расположен посёлок Хужир с населением 1,3 тыс. жителей - самый крупный населенный пункт на острове.

В настоящее время основным занятием местных жителей является обслуживание туристических потоков.

Электричество появилось здесь лишь в 2005 году.

Остров Ольтрек и Борга-Даган

Хорошо видны следы от снежных заносов.

Остров Огой

Ступа просветления на вершине острова

Зимой остров Ольхон связан с большой землей ледовой переправой

Её длина составляет чуть больше 10 километров

Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду — плотные наддувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.

Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: «Допустимая грузоподъемность машин 5 т», «Дистанция между машинами 200 м», «Остановка запрещена», «Рекомендуемая скорость 10 км/ч», «Время работы с 9.00 до 19.00».

Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека. Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником.

Поселок Листвянка

Основа экономики посёлка - туризм. Здесь торгуют байкальским омулем и сувенирами.

Отсюда до Иркутска 65 километров.

Самая западная точка Байкала — поселок Култук.

Здесь федеральная трасса из Иркутска М55 разделяется надве транспортные артерии — в тункинскую долину и вдоль восточного побережья озера в областные города Улан-Уде и Читу.

Хамар-Дабан — древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км.

По хребтам Хамар-Дабана проходит граница Иркутской области и Бурятии.

Мраморный карьер

Город Слюдянка

Из города берет свое начало Кругобайкальская железная дорога.

Основной ход Транссибирской магистрали. Ангасольская петля.

Этот дублирующий участок Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до Иркутска был введен в эксплуатацию в 1949 году.

До введения дублирующего участка была другая, теперь историческая, железная дорога, проходящая вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от Слюдянки до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой (КБЖД) называют ветку длиной 89 км.

На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них - тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.

По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.

База отдыха Шаражалгай расположена на одной из станций КБЖД

Железнодорожный мост через реку Половинную

Байкальские лимнологи

Лимнология — наука о физических, химических и биологических аспектах озёр и других пресных водоёмов.

Станция лимнологов расположена прямо на льду неподалёку от посёлка Большие Коты

Интерьер станции аскетичен.

Аэростат на льду Байкала используется для метеонаблюдений.

День 1 Знакомство с Байкалом

Утром вас встретят в аэропорту, после чего вы отправитесь к Байкалу на комфортабельных микроавтобусах. Дорога займет 3-4 часа, в пути вы сможете пообщаться с гидом или поспать после ночного перелета.

Ваш первый обед пройдет в бурятском кафе, где вы попробуете вкуснейшие блюда сибирской кухни: бурятские позы и бухлер.

После сытного обеда вы продолжите путь. Вас ждет первый выезд на лед Байкала на максимально безопасном транспортном средстве - ТРЭКОЛ. Он способен передвигаться по воде, суше и льду. Помимо своих ходовых качеств, этот транспорт выглядит очень эффектно, и фотографии на его фоне получаются особенно интересными.

Вечером вы разместитесь на базе отдыха и поужинаете. У вас будет свободное время. Вы сможете прогуляться по льду пешком или покататься на коньках.

День 2 Малое море

После завтрака вы отправитесь осматривать лед Малого моря на вездеходах. Сначала вы посетите буддистскую Ступу просветления на острове Огой, а затем осмотрите гроты, наплески и пещеры с ледяными сталактитами. Узнаете легенды и мифы о Байкале.

Обед-пикник с блюдами сибирской кухни пройдет прямо на льду озера. После него вас ждут ледовые развлечения: катание на коньках, ледовый гольф, фотосессии и посвящение в ледовые путешественники.

Ближе к вечеру вы доберетесь до Ольхона и главной визитной карточки Байкала — скалы Шаманка. Затем вернетесь на турбазу, поужинаете и отдохнете.

День 3 Тажеранские степи

Сегодня вас ждет исследование Тажеранских степей. После завтрака вы отправитесь на вездеходах в южном направлении, в сторону поселка Бугульдейка.

По пути вы сделаете остановку и совершите восхождение на обзорную вершину Тан-Хан, откуда открывается прекрасная панорама Байкала и вид на Приморский хребет. После этого вы пообедаете на берегу озера, прогуляетесь и осмотрите ледовые гроты и наплески.

Вечером вы приедете в поселок Бугульдейка, где посетите мраморный карьер. На ночь разместитесь в уютном экоцентре. После ужина можно будет заказать баню.

День 4 Прогулка на хивусе

После вкусного и сытного завтрака вы доедете до Бугульдейки на автомобилях. Здесь вы пересядете на хивус — судно на воздушной подушке, которое довезет вас до Листвянки.

По пути вы увидите несколько достопримечательностей Байкала: мыс Арка, бухту Песчаная, утёс Скрипер и Чёртов мост. Эти места славятся чистейшим льдом самых разнообразных форм, так что вы сможете устроить отличную фотосессию.

В пути вы сделаете остановку на обед. К вечеру вы прибудете в Листвянку и разместитесь в отеле у самого истока Ангары. Поужинаете (оплачивается дополнительно) и отдохнете.

День 5 Сплав на льдине

После завтрака вы посетите смотровую площадку «Камень Черского». Подъём пройдет на кресельном подъёмнике, а сверху откроется отличный вид на Байкал и исток Ангары.

Затем вас ждет экскурсия в Байкальский музей, виртуальное погружение на дно озера и знакомство со знаменитой байкальской нерпой.

После обеда в ресторане вы отправитесь к истоку Ангары, откуда начнется сплав на льдине. Вы познакомитесь с сибирскими собаками — аляскинскими маламутами или хаски, которые станут вашими спутниками в этом приключении. Во время сплава для вас будет организован пикник прямо на льдине.

После сплава вас ждёт настоящая сибирская баня с купанием в проруби. Затем вы вернетесь в гостиницу, самостоятельно поужинаете и отдохнете.

День 6 Возвращение домой

После завтрака вас отвезут в аэропорт, откуда вы отправитесь домой.

При желании вы можете остаться на Байкале еще на пару дней: покататься на снегоходах, отправиться на вертолетную экскурсию или посетить этнографический комплекс «Тальцы».

Озеро Байкал само по себе замечательно даже без ярких ледяных чудес. Эти 31 722 км водной глади расположены в юго-восточной Сибири. Байкал – самое древнее озеро на Земле, по одной из версий оно образовалось 25 миллионов лет назад. Дно этой гигантской впадины лежит на 1186 м ниже уровня моря, а расстояние от поверхности воды до наинизшей исследованной точки достигает 1642 м. Байкал – самое глубокое озеро на планете.

Трофимов говорит, окрестности водоёма отличаются исключительным разнообразием рельефа, флоры и фауны. Рядом с ним есть «высокие горные цепи, непроходимая тайга, песчаные пляжи, дикие степи». Байкальская погода также непостоянна. Озеро часто купается в солнечном свете, но бывают шторма. Фотограф считает это место «суровым, опасным, и прекрасным».

Яркий лёд бирюзовых оттенков появляется здесь каждый год ориентировочно в марте. Многие желающие посмотреть на чудесную замороженную красоту держат путь к озеру в эту пору.

Эти уникальные замороженные образования называют торосами. Нагромождения образуются в результате давления, которое постепенно развивается в неравномерном слое льда, покрывающем Байкал зимой. Неоднородность физического состава и несбалансированность температуры ледяного покрова ведёт к формированию торосов, поднимающихся над замерзшей поверхностью.

Такому явлению способствует и переменная погода в области. Штормы, солнце и лютые зимние условия вносят свою лепту в формирование ледяных торосов, создавая трещины в ледниковом покрове.

Выраженный бирюзовый оттенок торосов образуется примерно таким же образом, как и синий цвет водоёмов. Проходящие сквозь лёд солнечные лучи преломляются и рассеиваются. Длинные красные лучи больше поглощаются, а короткие синие лучше рассеивается, зрительно окрашивая прозрачную воду в потрясающий бирюзовый цвет.

В озере Байкал настолько чистая и прозрачная вода, что видимость сквозь толщу льда достигает до 40 метров в глубину. Алексей Трофимов описывает воду как «очень чистую, прохладную и вкусную. Её состав близок к дистиллированной воде».

Прозрачность байкальских вод и льдов позволяет разглядеть глубинную жизнь в озере. Иногда видны ракообразные и рыбы, например, налим и хариус. Но чтобы на них взглянуть, порой приходится выжидать в течение нескольких часов. А в холод не у всех хватает выносливости.

В мае температура повышается до нуля, и лёд тает, а в марте на термометре обычно в районе -14 по Цельсию. Но холод не помеха для орды международных экскурсантов.

Трофимов говорит, что ему удаётся избежать наплыва туристов, лишь отправляясь в такие места, где не каждый решается ступить.

Хотя самоизоляция не гарантирует фотографу мир и спокойствие. Сама природа ведёт себя громко. На озере никогда не бывает тихо. Трещит лёд, шумит вода, гудит порывистый ветер, шумят птицы и животные, населяющие прибрежную область водоёма.

Фотограф пишет, что озеро «волшебное» и «фантастическое». «Когда вы всматриваетесь в чистый и совершенно прозрачный лёд, уходящий в скрытую фантастическую глубину, то понимаете, насколько незначительны мы в этом мире.... Тогда начинаются раздумья о смысле жизни».

Воды Байкала ежегодно сковывает сплошной ледовый покров. В этом отношении Байкал составляет исключение среди больших озер земного шара. Даже лежащее значи­тельно севернее Ладожское озеро полностью покрывается льдом лишь в суровые зимы.

На многие десятки километров простираются засне­женные равнины поверхности замерзшего Байкала. Вдоль северо-западного побережья они чередуются с обширными пространствами сверкающего гладкого прозрачного льда (рис. 30), с которого сильные ветры начисто сдувают снег.

Ледовые просторы Байкала с давних пор и до наших дней - удобные пути сообщения, причем не только мест­ного значения. В течение 100-130 дней в году по поверх­ности ставшего Байкала поддерживается автомобильная и конная переправа. Однако байкальские ледовые дороги, наряду с удобствами, доставляют немало трудностей и даже опасностей. Отсюда большой интерес к байкальским льдам, который с давних пор проявляли люди, на практи­ке разрешавшие задачу зимнего транспорта по озеру и тщательно собиравшие необходимые для этого сведения. О большем внимании к байкальским льдам, появившемся уже в отдаленные времена караванных путей, свидетель­ствуют старые сочинения и разнообразные архивные ма­териалы.

Уже в XVII в. через зимний Байкал двигались кара­ваны, везя в Китай «мягкую рухлядь» (пушнину), отту­да - китайские шелка, чай и другие товары. Значительно оживила ледовые пути через Байкал начавшаяся добыча золота, серебра и свинца на Нерчинских приисках. В 1733 г. между Москвой и Нерчинском было установле­но постоянное почтовое сообщение с переправой через озеро.

В середине XIX в. наладилось регулярное зимнее со­общение между Центральной Россией и Дальним Восто­ком. Тогда оно также осуществлялось через Байкал. В те годы по ледяному Байкалу прошло несколько тысяч под­вод, перевезя десятки тысяч пудов разных товаров. В 1904 г. по льду Байкала проложили участок железной дороги. С помощью конной тяги по ней было переправлено 65 паровозов и более двух тысяч вагонов. С вступлением в строй кругобайкальской железной дороги переправы по льду резко сократились.

Самые первые дошедшие до нас сведения о льдах Бай­кала приведены в книге Николая Спафария - русского посла в Китае. Спафарий имел поручение от царя Алексея Михайловича подробно описать путь в Китай. В 1675 г. по дороге в Пекин он проехал Байкал, оставив потомкам лю­бопытное описание льдов озера и опасностей, связанных с зимним передвижением по Байкалу: «…а зимнею порою мерзнеть Байкал начинающе около Крещеньева дни, и стоит до мая месяцы около Николина дни, а лед живет в толщину по сажени и больше, и для того на нем ходят зимнею пороюсаньми и нартами, однако де зело страшно, для того что море отдыхает и разделяется надвое и учи­няются щели сажени в ширину по три и больше, а вода в них не проливается по льду, и вскоре опять сойдется вместе с великим шумом и громом, и в том месте учинится будто вал ледяной; и зимнею порою везде по Байкалу жи­вет под ледом шум и гром великой, будто из пушек бьет (не ведущим страх великий), наипаче меж острова Ольхона и меж Святого Носа, где пучина большая».

В течение XVIII и первой половины XIX в. многие путешественники и исследователи Сибири приводят от­дельные замечания, а иногда и большие описания бай­кальских льдов. Однако начало систематическому исследо­ванию ледового режима Байкала было положено лишь в 1869-1876 гг.Дыбовским и Годлевским.

В наши дни изучение льдов Байкала ничуть не утра­тило своего значения, наоборот, значительно расширился масштаб работ в этой области. Исследования ледового ре­жима Байкала приняли более углубленный характер. Уче­ные всесторонне изучают формирование ледового покрова, его разрушение и таяние, его строение, прочность, способ­ность проводить тепло и пропускать солнечные лучи и многое, многое другое. Больших успехов в этом деле уда­лось достичь исследователям Байкальской лимнологиче­ской станции Академии наук СССР под руководством Г. Ю. Верещагина. В последние годы большие работы в области изучения льда Байкала провел Лимнологический институт Сибирского отделения Академии наук СССР. При этом значительно расширили наши знания о движе­ниях и видоизменении ледового покрова Байкала наблю­дения с самолета и аэрофотосъемка.

Байкальские льды принимают весьма разнообразные формы. Одни из них образуются во время замерзания озе­ра, другие - на протяжении всей зимы. Различные виды льдов с давних пор хорошо известны и обозначаются свое­образными местными названиями.

В октябре, когда наступают морозы, по берегам Байка­ла, на скалах, появляются «наплески», нередко причудли­вой формы, образованные прибоем. Одновременно на се­вере Байкала вдоль беретов уже появляются полосы льда - забереги. В Южном Байкале забереги появляются только в ноябре. Здесь их образованию препятствует глу­бинная теплая вода, поднимающаяся на поверхность на смену холодным слоям, отогнанным северо-западными вет­рами. Под юго-восточным берегом, где осенью особенно силен прибой, края заберегов сильно утолщаются, доходя нередко до 5-6 м. Они принимают форму валов, по мест­ному «соку ев». Образуются сокуи в основном из рыхлого крупичатого внутриводного (донного) льда, выбрасывае­мого на поверхность волнами. Донный лед кристаллизует­ся на Байкале в незначительном количестве: не всегда на­ступает необходимое для его образования переохлаждение воды. Этот лед местами участвует в образовании непро­зрачного льда.

Сильные ветры и волна разламывают широкие забере­ги. Образованные крупные и мелкие обломки льда - по местному «осенеца» - переносятся ветром и течениями на большие расстояния. Количество обломочного льда посте­пенно увеличивается. С усилением морозов обломки смер­заются, образуя ледяные поля. На открытых простран­ствах озера в морозные безветренные и безоблачные ночи быстро образуется молодой прозрачный лед.

Однако на этом осенний ледоход на Байкале не закан­чивается. Ледяные поля и молодой лед в ноябре, декабре и начале января многократно взламываются и образуются вновь. Волна и ветер создают в отдельных частях озера на­громождения льдин - торосы. Местами происходит подсо­вывание льдин, что приводит к образованию многослой­ного льда. Таким образом, когда наступает полное замер­зание, ледовый покров Байкала оказывается уже неодно­родным: гладкий лед толщиной в 5-20 см чередуется со льдом, утолщенным подсовами до 40-65 см, а также со льдом торосистым.

Байкал никогда не покрывается сплошным ледовым покровом одновременно на всем своем протяжении. Ледо­став наступает в различных районах озера в очень разные сроки, которые к тому же не остаются постоянными в от­дельные годы. Уже в октябре целиком замерзают мелко­водныесоры я небольшие заливы. У разных берегов за­мерзание происходит с середины декабря до начала янва­ря. В первой половине января замерзают открытые части озера и позднее всего - наиболее глубокий район - про­тив острова Ольхон (рис. 31). В отдельные годы свобод­ные от льда пространства сохраняются в течение всего ян­варя, а в 1899 г. окончательный ледостав в районе Голо­устного наступил лишь 10 февраля. В течение зимы неза­мерзающим остается очень небольшое пространство перед истоком Ангары. Образованию льда здесь препятствует подъем к поверхности более теплых глубинных вод.

В течение зимы толщина ледового покрова озера непре­рывно растет. Особенно большой толщины - до 150- 250 см - достигает лед в небольших, рано замерзших зали­вах. Вдоль северо-западного побережья, в Малом Море и других местах, очень быстро образуется свободный от сне­га кристально-прозрачный лед. Однако в конце февраля - начале марта его намерзание прекращается. В открытом Байкале скорость намерзания и толщина льда во многом зависят от распределения на ледовом покрове снега.

Снеговой покров сильно замедляет нарастание льда, которое продолжается до начала апреля. Дело в том, что снег затрудняет теплообмен через ледовый покров. При отсутствии снега, в первой половине зимы, поверхност­ные слои воды быстро охлаждаются, отдавая свои запасы тепла через лед, который быстро нарастает. Во второй по­ловине зимы увеличивается приток солнечного тепла, про­никающего через прозрачный лед, вода нагревается и на­мерзание прекращается. Снеговой покров, с одной сторо­ны, задерживает теплоотдачу подледной воды, с другой, отражая до 50-70% солнечной энергии, препятствует нагреванию воды, что особенно заметно во второй полови­не зимы.

Толщина однослойного гладкого льда к концу зимы колеблется в пределах от 70 до 113 см, но в отдельных слу­чаях достигает 130 см и более. Многослойный лед, обра­зующийся в результате подсовов, может иметь значитель­но большую толщину.

На протяжении зимы сплошной ледяной покров не остается неподвижным и неизменным. Он претерпевает хотя и небольшие, но весьма ощутимые горизонтальные и вертикальные смещения. В результате образуются дефор­мации и разломы льда, появляются узкие «сухие» трещи­ны, сквозные широкие щели с высокими нагромождения­ми льдин по краям.

Основная причина горизонтальных смещений ледово­го покрова - сжатия и расширения льда при изменении его температуры. О масштабе этих движений можно су­дить по следующим цифрам. Оказывается, понижение тем­пературы ледового покрова Байкала на 3° привело бы к сжатию и уменьшению его по длине озера на 120 м. Но конфигурация и изрезанность его берегов, с которыми спаян ледовый покров, приводят к появлению целой сети сквозных щелей, разделяющих сплошной ледовый покров на отдельные ледяные поля, достигающие 30 км в попереч­нике. Ширина же самих щелей колеблется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Местопо­ложение этих щелей из года в год не меняется.

Такие сквозные щели на Байкале издавна называются «становыми щелями».

Во время потепления лед расширяется, вдоль щелей возникают нажимы и нагромождение ледяных глыб. Об­разуются «становые торосы», тянущиеся на многие кило­метры. Образование щелей и становых торосов сопровож­дается сильным шумом, напоминающим пушечную пальбу или раскаты грома.

Становые торосы и десятки квадратных километров то­росистого льда создают трудные условия для работы зим­него транспорта на Байкале. Особенно опасны щели, затя­нутые тонким молодым льдом.

Большие сибирские морозы придают ледовому покро­ву Байкала монолитность, значительную толщину и проч­ность.

Вертикальные движения ледового покрова - результат изменений положения уровня озера, которые вызываются действием ветра, резкими колебаниями атмосферного дав­ления или иными причинами. Непосредственное воздей­ствие ветра на движение льда становится заметным лишь весной, перед самым вскрытием озера.

В течение зимы в ледовом покрове Байкала образуют­ся полыньи. Сперва они небольшие - величиной в не­сколько метров, но постепенно их размеры увеличивают­ся. Эти полыньи или, как их называют,- «пропарины», «ключи» - следствие подтаивания льда снизу. Происхо­дит это там, где выделяющиеся со дна озера газы увлекают к нижней поверхности льда теплые глубинные воды.

Пропарины также могут возникать и в местах выхода горячих ключей, распространенных по берегам Байкала, но их величина незначительна. Районы возникновения пропарин, образованных в результате подъема к поверх­ности глубинных теплых вод, остаются неизменными из года в год. Это подтверждает существование в Байкале постоянных подледных течений. Наиболее крупные про­парины встречаются у мыса Кадильного, по северному бе­регу Южного Байкала и в некоторых других частях озера.

Внутреннее разрушение байкальского льда начинается задолго до ледохода. Солнечные лучи через прозрачный лед нагревают подледный слой воды. Лед начинает таять снизу, рушиться и, как говорят, разыгливаться - делиться на столбики и иглы. Количество пропарин увеличивается, они расширяются, превращаясь постепенно в обширные полыньи. Расширяются щели, большие ледяные поля ос­вобождаются и приходят в движение под действием ветра. Начинаются нажимы и надвиги льда, представляющие серьезную опасность для береговых сооружений: приста­ней, молов, пирсов и др. Местами массы льда вытесняют­ся на берега (рис. 32, 33).

Такая картина из года в год наблюдается уже в середи­не апреля по всему северному берегу Южного Байкала в районе: пос. Лиственичное - бухта Песчаная. В тече­ние всей зимы здесь отсутствует снежный покров. На про­тивоположном берегу, в районе Посольск - Танхой, где в зимний период снег держится, разрушение льда начинает­ся двумя неделями позже, а в Северном Байкале - только во второй половине мая.

Ветер взламывает подтаявший утративший свою проч­ность лед. На образовавшихся обширных пространствах свободной воды он разводит волну, ускоряя разрушение ледового покрова. Взламывание льда обычно начинается в районе поселка Лиственичное - бухты Песчаной в по­следних числах апреля. В этом же районе - против мысов Большого и Малого Кадильного - наблюдается особен­но ранний ледоход. Эту особенность отметил еще в 1788 г. знаменитый исследователь Сибири - академик Паллас. Взламывание ледового покрова на севере Байкала насту­пает только в конце мая.

Весенний ледоход на Байкале продолжается в среднем 12-19 дней, вдоль юго-восточного побережья - 25- 30 дней, а западнее истока р. Ангары заканчивается в 4- 10 дней. Освобождение отдельных районов Байкала ото льдов растягивается на продолжительное время. Если на юге озеро очищается в первой половине мая, то у северной его оконечности отдельные льдины еще можно встретить в начале, а в районе Сосновой губы и в середине июля (рис. 34).

Позднее замерзание и позднее вскрытие, в отличие от других озер умеренных шпрот,- проявление одной и той же особенности Байкала: его огромной температурной инерции. Сезонные изменения температуры вод Байкала в результате их громадного объема и большой теплоемкости протекают очень медленно. Весной и летом байкальские воды накопляют огромные запасы тепла, на его отдачу, охлаждение верхних слоев и последующее замерзание даже в случае сильных морозов затрачивается немало вре­мени. Точно так же весной требуется очень много солнеч­ного тепла для того, чтобы температура в значительной толще верхних слоев воды повысилась и началось усилен­ное таяние льда с его нижней поверхности.

Обратное наблюдается в байкальских сорах. При об­ширной поверхности и глубине всего 3-5 м воды соров очень быстро отдают свои небольшие запасы тепла и за­мерзают уже в октябре. Весной же вода в сорах быстро прогревается, и они освобождаются от ледового плена на­много раньше открытого Байкала.

Легендарное российское озеро, включенное в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – магнит для туристов со всей планеты. Мы спросили у двух путешественников со стажем, в какое время года лучше ехать на Байкал. Каждый настаивал на своей версии. Юлия рассказывала о экстремальной поездке по бирюзовому льду. «А как же палаточный лагерь и путешествие на байдарках?» – упрямствовал Александр. Пришлось объявить ничью. Время года не имеет значения, если цель вашей поездки – пресноводное море Сибири.

Фото: satorifoto.livejournal.com / Даниил Коржонов

«Вот доедем – и покажу тебе место, где на прошлой неделе КамАЗ с дровами на дно ушел. Если полынья в том месте ровненько замерзла, то сквозь лед можно увидеть кабину, там неглубоко! Говорят, водила выбраться так и не успел», – под такие «веселые» байки моего иркутского приятеля Димы и клацанье моих зубов на огромном экспедиционном джипе бодро мчим из Иркутска к Байкалу. На календаре вторая половина февраля. Я, словившая первый «наркотический» приход от лицезрения яростной сини байкальских вод осенью, теперь стремлюсь увидеть его легендарные бирюзовые льды.

КамАЗ, дрова и байкальские духи

Дорога от Иркутска до поселка Сахюрта, откуда в теплое время года на остров Ольхон ходит паром, а зимой берет свое начало официальная ледовая переправа, занимает около трех часов. Причем большая часть времени уходит на задабривание местных духов со сложным характером. Делается это в специальных точках – бурханах, расположенных на всем протяжении трассы. «Надо выпить алкоголь именно белого цвета и оставить монетку из белого металла. А то шиш тебе, а не хорошая погода и крепкий лед; коньяк и вино не прокатывают», – со знанием дела объясняет Дима, грозно шевеля бровями. Ежась на холодном ветру усть-ордынских степей и вспоминая ушедших на дно мужика, дрова и КамАЗ, покорно глотаю водку и ищу мелочь по карманам.

За такие добросовестные check-in`ы на бурханах по пути к Ольхону духи благосклонно приглушают инстинкт самосохранения. И в результате, впервые выезжая на открытый лед, за границы официальной ледовой переправы, ты не орешь от страха, а тихонько подвываешь от ужаса и восторга, сидя в многотонном автомобиле, который неуправляемым снарядом несется по зеркалу Малого моря практически без сцепления с поверхностью. Под колесами – темно-синяя бездна, исчерченная белыми метеорами мелких поверхностных трещин, усеянная галактиками пузырей и туманностями редких снежных проплешин. Процесс торможения на абсолютно гладком льду – это целая спецоперация, требующая особых навыков по мгновенному расчету массы автомобиля по отношению к скорости и примерному расстоянию до ближайших торосов или торчащей изо льда скалы. Господи, спаси и сохрани!

Человек-пингвин

«К скалам близко подъезжать нельзя», – говорит Дима, блокируя все колеса и эффектно пуская машину юзом в сотне метров от обрывистого берега Ольхона. «Они нагреваются от солнца и лед рядом с ними подтаивает. Но мы туда сейчас пешком сходим». К этому моменту сознание полностью смиряется с тем, что на ближайшие несколько дней под тобой будет 50–80 см совершенно прозрачного льда и бог знает сколько десятков или сотен метров водной толщи самого глубокого на этой планете озера. Поэтому первые шаги по льду делаются с обреченностью ведомого на расстрел: в конце концов, какая разница, где тебя поглотит сия пучина – посередине Малого моря или у ближайшей скалы. Но в следующие мгновенья – после эпичного падения на пятую точку с тремя безрезультатными попытками подъема – тема разверзающейся бездны закрывается полностью. Отныне главной твоей заботой становится удержание собственного тела в вертикальном положении. Единственным в моем случае работающим способом более-менее безопасного передвижения по зеркальному льду был режим «человека-пингвина». При этом для профилактики ушибов и переломов при падениях необходимо предусмотреть одежду, которая максимально приближает вас к форме шара.

Дорога жизни

Увидеть главные сокровища зимнего Ольхона – ледяные гроты на севере – можно, только выехав за границы официальной переправы. Это дорога по льду Байкала, которую иркутское подразделение МЧС прокладывает каждый год. Дорога жизни, как ее называют жители Ольхона. Именно этой трассой пользуются для поездок на материк, по ней завозят продукты для островных поселков, дрова для отопления (на Ольхоне, который целиком является заповедной зоной, вырубка запрещена) и медикаменты.

Байкал даже подо льдом – живой, он дышит, ворочается, образуя страшные становые трещины и гигантские торосы. Подводные течения и ураганные ветра в некоторых заливах меняют структуру льда, появляются полыньи. Местные жители, выезжая на открытый лед, хорошо знают такие проблемные участки и объезжают их стороной. Для новичков выезд за пределы вешек, поставленных МЧС, – большой риск. Каждый год под байкальский лед уходят десятки машин. Очень часто жертвами становятся нетрезвые водители и гости из других регионов, по прилете в Иркутск арендующие крутые машины и рассекающие на них по замерзшему озеру. Поэтому главный лайфхак для путешествующих на зимний Байкал: забудьте про аренду автомобиля. За рулем при поездках по льду должен находиться трезвый местный житель, обладающий знаниями о ледовой обстановке по вашему маршруту.

Позы на льду

Все выезжающие на открытый лед предоставлены сами себе. И каждый придумывает развлечения по своему вкусу, отличающие разной степенью безумия и экстремальности. Спортсмены делают многокилометровые многодневные переходы на коньках с лыжными палками, волоча за собой снаряжение в санях. В заливах можно встретить рыбаков: подледный лов омуля превращает мужиков в зомби. Некоторые фанатики привозят с собой фанерные домики и ставят их прямо над лункой, в них же и ночуют. Отчаянные байкеры шипуют резину своих мотоциклов эндуро и пересекают Байкал с юга на север, с разгону перепрыгивая непреодолимые для машин торосы и трещины. Кайтеры буксировочными змеями ловят шальные ветра. Про подледный дайвинг мне даже страшно думать.

Далекий от спортивного экстрима народ с турбаз сначала плотно утрамбовывается жареным омулем и позами – гигантскими бурятскими пельменями. На позе сверху – дырка. «Сначала высасываешь у нее «душу» – горячий мясной сок из отверстия на макушке. А потом уже пустую кусаешь сбоку», – советуют мне опытные едоки. Сок обжигает язык, из отверстия идет пар. Дальше сладкий чай с лимоном, одевание с постепенным принятием формы шара и выход-выкат в солнечный морозный день.

А неугомонные туристы уже арендуют «Хивусы» – катера на воздушной подушке – и уносятся на них через полыньи и трещины в Малое море. Но «Хивус» надолго – это дорого, поэтому после народ устраивает покатушки на внедорожниках по идеально ровному льду с максимальным разгоном и последующим дрифтом. Рекомендую при этом врубить в машине на всю громкость какой-нибудь из вальсов Штрауса. Например, «Сказки Венского леса». Скорее всего, вас потом долго не будет укачивать ни на одном транспортном средстве. Когда просто дрифтовать становится скучно, к машинам привязывают надувные санки-ватрушки. Развлечение, кстати, довольно опасное: «ватрушечники» рискуют быть размазанными о байкальский лед в случае неловкого поворота неопытного водителя. Поэтому мы рисковать не стали и привязали длинным тросом к машине… мою подругу Катерину на коньках. Все сделали аккуратно: Катерина сначала вяло сопротивлялась, а потом требовала продолжения.

Гала-концерт

Вообще, конечно, скольжение идеальное. Ветер сдувает снег с ледовой поверхности и образует идеальный каток. Огромный, безлюдный и бесплатный. Ошалевшая от счастья Катерина носилась по льду с криками «Это все мое! Мое!». Перед выездом в аэропорт одной из моих важнейших задач было поймать ее и снять коньки.

А еще поражает сверхъестественная прозрачность байкальского льда. Бог его знает, за счет чего формируется этот оттенок неземной бирюзы – химического состава воды или преломления солнечных лучей? Кстати, погода на Oльxoне заметно отличается от других мест на Бaйкaле: по результатам многолетних наблюдений, на острове всего 48 пасмурных дней в году. И если день солнечный и безветренный, то, например, местные -15 или -20 °С вполне комфорты для долгого пребывания на свежем воздухе.

Да и звуки этот лед издает особые. Он то стреляет резкими разрывами далеких становых трещин, то по-змеиному тихо шипит сетью мелких поверхностных под ногами, то гулко булькает под ударами ладошек местных ледовых барабанщиков. Финальный гала-концерт мы инициировали сами и уже на берегу Большого Байкала. Синхронно разбивали большие куски льда и потом долго вслушивались, как тонко поют-звенят острые осколки, катящиеся по ледовому полю к розовому закату, опускающемуся на Бугульдейский залив. А в это время духи шаманов с Мишкиной горы хохотали над бесплотными попытками безумцев по звуку и цвету льда расшифровать формулу любви к этому удивительному месту над названием Байкал.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: