Архитектура испании 19 20 вв. Антонио Гауди и его знаменитые дома – визитная карточка достопримечательностей Каталонии. Архитектура периода повторного заселения

Благодаря долгой истории и влиянию различных течений, испанское зодчество представлено множеством архитектурных форм и стилей. Готика, ренессанс, барокко - современная Испания полна неповторимых творений мастеров с мировым именем. Различные города отражают периоды развития Испании: от древних времен через изящную средневековую готику до платереско и современных течений. Архитектура Испании ежегодно привлекает миллионы туристов, приезжающих посмотреть на самобытные объекты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Характерные черты испанской архитектуры

Архитектурное наследие Испании включает сооружения не только на ее территории, но и творения испанских зодчих по всему миру. Испанская архитектура начинает свою историю с ранних поселений народов Средиземноморья и значительно опережает в темпах развития древнейшие культуры иберов и кантабров. Особенное влияние оказало древнеримское зодчество, процветавшее на территории Испании в начале нашей эры.

Появление мусульман на этих землях в VIII веке привело к доминированию религиозного строительства над светским. В это же время на территории христианских земель стали развиваться самостоятельные архитектурные течения, положившие начало готике и романтизму.

По сей день остается заметным влияние стиля мудехар, представляющего собой смешение европейского и арабского зодчеств. Архитектура Мадрида и Барселоны ярче всего представляют существующие в Испании стили - от самых древних до современности.

Революционным для культуры строительства на этих территориях стало решение использовать в декоративном зодчестве стекло и бетонные материалы. Эклектизм и модерн ярко выражены в работах Антонио Гауди, определившего стиль развития Барселоны на многие десятки лет. Архитектор построил самые знаменитые дома Барселоны.

По количеству исторически ценных сооружений Испания находится на втором месте после Италии.

Современная архитектура Испании отличается от мировых культур технологичностью и смелостью решений. Самые известные архитекторы Барселоны, такие как Луис Монтанер (Каса Льео Морера, Дворец каталонской музыки), Энрике Мирайес (рынок Санта-Катарина) обогатили не только национальный архитектурный фонд, но и работали в других странах.

Древнеримский стиль

Начиная со II века нашей эры, римское владычество на испанских территориях привело к стремительному прогрессу в строительстве. Небольшие поселения превратились в крупные города, между ними была построена сеть дорог. Некоторые памятники архитектуры того времени не уступают по ценности и качеству строительства лучшим римским памятникам.

Наиболее сильно римские традиции строительства проявляются в Таррагоне. Этот портовый город был столицей каталонской территориальной единицы. Здесь четко прослеживаются особенности римской архитектуры: пышность, симметрия, практичность. Множество арок, купольных потолков и колоннад подчеркивают долговечность и сложность строительства.

Для древнеримского периода характерны такие сложные инженерные строения, как акведук в Мериде, мосты Кордубский, Меридский, Алькантарский.

Некоторые памятники римского зодчества функционируют поныне - например, маяк Башня Геркулеса. Развлекательные древнеримские комплексы представлены амфитеатрами, театрами и цирками на улицах Мериды, Кордобы, Толедо, Италики. Мастера римской эпохи неизвестны, но их работы оказали на Испанию влияние, равное мусульманскому.

Стиль мудехар

Название этого стиля происходит от арабского слова mudaǧǧan, что в переводе означает «одомашненный». Он характерен для Испании X-XII веков, появился после набегов вестготов и множественного разрушения памятников римской архитектуры. Это синтетический стиль, созданный из арабских и европейских зодческих традиций.

Мудехару свойственна вторичность художественных черт, что негативно сказывается на оригинальности и качестве построек.

Характерными чертами стиля считаются мавританские архитектурные элементы: арки в форме подков, резные деревянные потолки из наборных плашек, гипсовые плиты и красочные изразцы. Строительство велось из натуральных недорогих материалов, готовые постройки отличались простотой и функциональностью. Мудехар свойственен и для жилых зданий, и для помещений служебного предназначения.

Самые характерные постройки в этом стиле - цитадель и Дом Пилата в Севилье, церковь Эль-Трансито в Толедо. Ярче всего мудехар представлен в Саагуне, Толедо и Гранаде. Имена мастеров, работавших в стиле мудехар, на сегодня неизвестны.

Романская архитектура

Романская архитектура строилась одновременно в Италии, Испании и на территории Пиренеев примерно в XIII веке. Романскому стилю свойственен примитивизм: большая толщина стен, арочные галереи как декоративный элемент зодчества, полное отсутствие скульптур и витражей.

Романская архитектура развивалась вместе с арабским и французским стилями. Особенно влияние этих двух культур заметно в фасаде церкви Санта-Доминго в провинции Сория.

Другими представителями испанской романики можно считать сорийский монастырь Сан-Хуан, базилику Исидоро в Леоне, соборы Саламанки, Саморы, Пласенсии. Всего на территории Испании имеется более 600 церквей, построенных в этот период.

Формированию романского стиля значительно поспособствовала монашеская конгрегация Клюни, которая стала основателем Пути Иакова, состоящего из выстроенных в тот период монастырей для обслуживания паломников, идущих к мощам святого Иакова.

Готическое направление

Зарождение произошло в период расцвета романской культуры (около XIV века). Этот период характеризуется активной борьбой с арабской культурой и не менее активным развитием испанского языка, зодчества, изобразительного искусства.

Арабское влияние наблюдается в покрытых объемными декоративными орнаментами стенах, тяжеловесных фасадах и заостренных наподобие минарета колокольнях. Внутренний дворик в испанских домах становится центральным элементом проекта, вокруг него выстраивается вся конструкция.

Лучшими группами памятников готического искусства считаются кастильская и каталонская. Они включают в себя известнейшие соборы в Толедо, Бургосе и Жироне, барселонскую церковь Санта Мария дель Мар, торговую биржу Шелковая в Валенсии. Архитектура Валенсии и ее развитие определяются готикой на длительный период после первых построек.

Королевская капелла в городе Гранаде - одна из наиболее посещаемых готических достопримечательностей в Испании.

Известные архитекторы этого времени: Гильом Бофиль, Вентура Родригес, Хуан де Колонья, Энрике Эгас.

Ренессанс в Испании

Заимствовав определенные готические формы, Возрождение стало проявляться в конце XV века как художественный стиль. Тогда образовалось несколько архитектурных стилей, одним из которых стал платереско, а другим - ренессанс. Ренессанс отличался от платереско строгостью декоративных элементов, сдержанностью планировки.

Симметричность композиций и классические арочные формы отдалили ренессанс от утонченно-агрессивной готики.

Самыми памятными представителями испанского ренессанса считаются дворец Карла в Гранаде мастера Педро Мачуки - каталонского художника и архитектора. Также широко известен монастырь Эскориал и Хаэнский собор. Оба памятника принадлежат руке испанских мастеров - Хуану де Эррере и Андресу Вандельвира соответственно.

Диего де Силоэ - еще один известный архитектор, работавший в стиле ренессанса, который разработал фасад здания королевского университета Саламанки.

Стиль барокко

Сдержанность и симметрия эпохи Возрождения были вытеснены легкомысленным и декоративным итальянским барокко. В переводе с итальянского барокко означает «излишество, причудливость».

Большое влияние на формирование этого направления оказала реформация католической церкви и появление учения Коперника. В начале XVIII века первые элементы эпохи барокко появляются на фасаде собора в Гранаде.

Декоративность форм, элементы мелкой лепнины, арочные окна, небольшой сад при жилом доме - все это придает стилю барокко художественность, свойственную испанской культуре.

Собор в Валенсии - один из лучших примеров величия барочного стиля, смешения реальных и выдуманных образов.

Еще одно определяющее стиль строение - кафедральный собор Святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостелла.

Одновременно с растущей вычурностью архитектуры садово-парковое искусство развивается в стиле геометризма: парковые территории разбиваются на ровные кварталы. К лучшим архитекторам барокко относят Гомеса де Мора (мадридская Пласа Майор), Карло Фонтана (собор Саламанки), Франческо Хуртадо (гранадский монастырь Паулар).

Колониальная архитектура

Испанский колониальный стиль в архитектуре сформировался преимущественно на территориях испанских колоний в Латинской Америке. Он преобладал с конца XVII по середину XVIII века, в начале XIX века его сменил платереско. Отличительные черты колониальной направленности - смешение барочной вычурности с надежностью и приземистостью построек.

Характерная черта колониального стиля - использование материала стукко, который применялся для барочной лепнины, штукатурки домов. Стукко - прочный художественный материал, искусственный мрамор, состоящий из гипса, клея и мраморной крошки. Иногда в смесь добавлялся алебастр, каменная пудра и мел.

С течением времени колониальный стиль получил подвид - утрированный барокко под названием «чурригереско».

Впервые колониальный стиль проявился в постройке храма в Куско.

Церковь Святого Франциска в перуанской Лиме дополняют провинциальные постройки, которые можно увидеть также в Ла-Пасе и Потоси. Лучшим архитектором этого стиля считается Лоренсо Родригес, выстроивший уникальный собор Метрополитано (Мехико).

Стиль платереско

Стиль получил название от испанского слова platero - ювелир. Платереско - эклектический стиль, объединивший черты мудехара, готики, итальянского барокко, который представляет собой художественное нагромождение декоративных элементов с растительными и фантастическими мотивами.

Характерные особенности - фасады с многоярусными башенками, разделенные на три вертикальных части, а также колонны в стиле неоклассицизма.

Платереско можно узнать по множеству медальонов и геральдических символов на фасадах построек.

Самые яркие здания стиля платереско - Саламанкский университет с его сложными лепнинами, Севильский собор, дворец Инфантадо в Гуадалахаре, университет города Алькала де Енарес.

Лучшими мастерами, работавшими в стиле платереско, признаны Диего де Риольо, Хуан де Гуас. Они определили зрелый этап развития платереско и сделали его одним из наиболее запоминающихся испанских зодческих стилей.

Развитие современной архитектуры

Этот период берет начало в 80-х годах прошлого века. Поток европейских инвестиций в экономику страны и нарастающее количество туристов не допустили архитектурный кризис. Современная архитектура Испании имеет такие характерные особенности: использование стеклянных и бетонных материалов, геометричность форм, лаконичность и функциональность проектирования.

Среди объектов современной архитектуры следует обратить внимание на Аудиторио Курсааль в Доностии, Аудиторио Тенерифе, расположенный на Канарах, Музей Гуггенхайма в Бильбао.

В период с 2006 по 2010 год включительно в Испании строился комплекс из четырех небоскребов, упомянутых почти в каждом современном путеводителе: Torre Cepsa, PwC, Espacio и Cristal.

В этих бизнес-центрах расположены рестораны и развлекательные центры, но для проживания в аренду площадь не сдается. Славу великих архитекторов современности заработали Сантьяго Калатрава, Захи Хадид, Френк Гери.

Заключение

Архитектура Испании представляет собой смешение различных стилей, появившихся на ее территории вследствие захвата земель представителями разных наций. Каждый последующий стиль определял направление в архитектуре, гармонично развивающееся из предыдущего стиля.

Перед тем как ехать в Испанию на осмотр достопримечательностей, ознакомьтесь подробнее с особенностями испанской архитектуры. Только так вы сможете полностью оценить уровень развития зодчества в этой прекрасной стране.

Испания. О стране, истории, архитектуре, туризме.: Видео

Искусство

Энергичность и трудолюбие барселонцев не раз оказывалась генератором строительного развития города. Их неистовая активность вызвала к жизни замечательные в художественном отношении явления: готику средневековой Барселоны и модернистские капризы конца XIX - начала XX веков. Город известен коллекцией романской живописи.

Архитектура

Время способно изменять свой бег, и подтверждением тому - Барселона, которая оставалась верной готическому стилю в строительстве, когда в других странах он был предан забвению. Памятники готики и отмеченные неистощимым воображением постройки в стиле модерн слагают неповторимый облик Барселоны.

Римская Барселона

Барсино - город, сегодня известный как Барселона, - был образчиком римского гарнизона с характерной для подобных поселений планировкой.

Вестготы и мусульманские завоеватели в управлении городом следовали примеру римлян, но построек времён их присутствия не сохранилось.

Романское искусство

В начале средних веков новый архитектурный стиль, получивший название «романского», завоевал признание в христианской Европе.

Особенность романских церквей Каталонии - это примыкающие к основному объёму высокие, квадратные в основании колокольни с полукруглыми проёмами. Романский храм имел полуцилиндрическую апсиду. Со временем строители стали смелее, начав возводить церкви с тремя и даже пятью апсидами. Дверные проёмы стали декорироваться рядом арок в арках, а для оживления общей композиции устанавливались каменные или деревянные скульптуры.

Монастырские комплексы отличала необыкновенная изысканность. По периметру внутреннего дворика возвышались сдвоенные ряды колонн, увенчанные капителями, которые с течением времени всё богаче декорировались сценами из Библии или другими религиозными образами, а также тератологическим орнаментом. Относительная скудость скульптурной орнаментации на внутренних стенах и потолках храмовых зданий вполне объяснима. Внутренние пространства церквей часто покрывались яркими фресками, в то время как алтари обрамлялись деревянными панелями, также богато украшенными живописными изображениями Христа, апостолов и религиозных сцен.

Готические высоты

Усложнившиеся строительные техники сделали возможным возникновение нового стиля - готики. Соответствующие ему методы строительства были разработаны во Франции, а затем получили распространение в других странах Европы. Инженеры усовершенствовали несущие и распределяющие вес конструкции, и благодаря использованию столпов и арок, всевозможных подпор и ребристых потолочных сводов здания приобрели лёгкий и стройный вид.

Инженерный замысел храмов отмечен стремлением достигнуть наибольшей высоты - готические соборы будто взмывают в поднебесье. Образ вертикально устремлённого собора должен был вызвать у прихожан благоговейный трепет, и сегодня взгляд входящего в готический храм невольно устремляется вверх. Огромные окна - розетки с витражами в выделенных арками храмовых нефах наполняют внутреннее пространство светом. Внутри и снаружи церкви богато декорировались. В больших кафедральных соборах обилие декора было подстать их ошеломляющей высоте.

Барокко

Ренессанс не нашёл отклика в архитектурном развитии Барселоны, оставшейся верной готическим традициям, которые в других странах Европы уже были преданы забвению. Громогласно заявивший о себе стиль барокко оказал на местное зодчество значительно большее влияние. Несколько церквей в Барселоне были построены в стиле, напоминающем итальянский ренессанс.

Круглые, стилизованные под амбразуры окна - отличительные элементы этого стиля.

Модернизм

Черпая вдохновение в природе и её гармоничных формах, модернисты искали основание в прошлом Испании, в её готической и исламской архитектуре. Но они никогда не подражали слепо какому-либо стилю, а находили средства выразительности путём смелого смешения старого и нового, например, используя кирпич и сварочное железо. Модернистские архитекторы Барселоны способствовали возрождению почти исчезнувшей фигуры ремесленника.

Относительно новые строительные материалы, сталь и железо, стали использоваться в полной мере как остовы для стен зданий и в декоре. Возродился интерес к стеклянным и керамическим изразцам, которые стали использоваться в совершенно новом стиле. Архитекторы нового направления развивали традиции ремесленников, передававшиеся из поколения в поколение со времён средневековых гильдий.

Практика строительства из голого кирпича восходит к исламской Испании. Кирпич был основным строительным материалом мусульман, и сохранением в период реконкисты традиции его использования страна обязана мудехарам.

Ближе к нашим дням

После буйства модернизма другие направления выглядели куда более сдержанными. Годы нестабильности между мировыми войнами, гражданская война стали тормозом для деятельности архитекторов.

(с) Путеводитель National Geographic (Барселона)

Самым выдающимся испанским архитектором XIX-XX веков по праву можно назвать Антонио Гауди.

Мастер является создателем своего неповторимого стиля, основанного на модерне. За свою жизнь Гауди реализовал 18 архитектурных проектов, семь из которых на сегодняшний день включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наиболее знаменитые его постройки находятся в Барселоне. Дворец Гуэля, Парк Гуэля, Дом Бальо, Дом Мила и работа всей жизни испанца —Искупительный храм Святого Семейства — вот неполный список шедевров Гауди. Кстати, последний не достроен до сих пор! При жизни архитектор потратил на него 40 лет, и по плану строительство храма завершится только в 2026 году.

6 место. Дом Висенс

Дом Висенс — частный жилой дом, который был построен в 1883—1885 годах по заказу дона Мануэля Висенс-и-Монтанера. Здание является первой самостоятельной работой Гауди. Объект расположен в районе Грациа в Барселоне. С 1899 года и по сегодня особняк принадлежит семейству Ховер. Вход внутрь запрещён; полюбоваться зданием можно только снаружи

Дом выполнен в мавританском стиле мудехар. Его фасад декорирован плитками, расписанными вручную.

На плитках изображены желтые бархатцы.

5 место. Дворец Гуэля

Дворец Гуэля — жилой дом, который был построен в 1885—1890 годах по заказу Эусеби Гуэля. Здание выполнено в стиле каталонского модернизма. Объект расположен в районе Раваль в Барселоне. Посетителям стоит обратить особое внимание на террасу на крыше и центральный зал с потолком в виде звёздного неба.

Дворец состоит из четырёх этажей, подвала и крыши с террасой.

Фасад дома весьма строг и практически лишён скульптурного декора. Но, внутри, Гауди создал неповторимый интерьер. (josep salvia i boté)

4 место. Парк Гуэля

Парк Гуэля — парк, который был построен в 1900—1914 годах по заказу Эусеби Гуэля. На территории в 17,18 га расположены три дома. Посетителям стоит обратить особое внимание на фонтан в виде мозаичной Саламандры, «Зал ста колонн», скамью в форме морского змея.

Парк Гуэля входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парк Гуэля.

3 место. Дом Бальо

Дом Бальо — жилой дом, который был перестроен Гауди в 1904—1906 годах по заказу Жозепа Бальо-и-Касановаса. Объект расположен в районе Эшампле в Барселоне. Сам особняк напоминает изогнутую спину дракона, где балконы — черепа, а колонны — кости.

Дом Бальо включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Бальо.

2 место. Дом Мила

Дом Мила — жилой дом, который был построен в 1906-1910 годах по заказу семьи Мила. Объект расположен на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса в Барселоне. Здание имеет три внутренних дворика, террасу на крыше и мансарду

Дом Мила включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Мила.

1 место. Искупительный храм Святого Семейства

Искупительный храм Святого Семейства — один из самых узнаваемых храмов Барселоны и мира — не был достроен самим Гауди, посвятившим ему около 40 лет. Более того, он не достроен до сих пор! Строительство ведётся вот уже 132 года исключительно на частные пожертвования. Согласно данным правительства Испании, полностью достроить церковь удастся не ранее 2026 года.

Искупительный храм Святого Семейства включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

красивое творчество и увлекательное домашнее рукоделие:

Барселона – город вечных улыбок, солнца и неповторимой архитектуры. Достопримечательности Антонио Гауди – отдельная глава в бесконечном списке мест, обязательных к посещению в столице Каталонии и мы в своей статье с ними познакомим.

Биография Антонио Гауди

Знаменитый каталонский архитектор Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет родился в 1852 году в семье кузнеца в небольшом городке Реусе, Каталония. Продолжая семейное дело, отец будущего архитектора промышлял ковкой и чеканкой по меди и с малых лет прививал сыну чувство прекрасного, занимаясь с ним рисованием и изображением зданий.

Антонио рос смышленым мальчиком, которому без особых усилий давались успехи в школе. Самым любимым его предметом была геометрия. Еще в школьные годы молодой человек начал задумываться о своем предназначении и чувствовал, что его жизнь будет так или иначе связана с искусством. Однажды, во время школьного спектакля, Антонио попробовал себя в роли театрального художника и именно тогда понял, чему хочет посвятить свою жизнь – «живописи по камню», которая в последующих поколениях будет описываться как архитектура Гауди.

После окончания школы Гауди отправился в город, который сейчас уже невозможно представить без творений каталонского гения, – Барселону.


Архитектор Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет – создатель самых значимых достопримечательностей, которыми гордится Каталония

Поступив здесь в архитектурное бюро на начальную позицию, молодой человек не оставляет мечты когда-нибудь начать работу над собственным проектом и построить свое здание.

После четырех лет жизни и работы в столице Каталонии, Гауди наконец поступает в Провинциальную школу архитектуры, где с отчаянным рвением берется за учебу. Уже с первого курса преподаватели отмечают Антонио, замечая как его талант, так и поразительное упрямство, нестандартное видение и дерзость. Об этих качествах говорит даже ректор учебного заведения, вручая 26-летнему Гауди диплом архитектора.

Уже на последних курсах амбициозный каталонец работал над серьезными проектами и до конца жизни не оставлял свое дело. Летом 1926 года в Барселоне знаменитый арзитектор был сбит трамваем по пути в церковь. Приняв художника за бездомного, свидетели происшествия отправили его в больницу для нищих. Только через день в измученном старике признали знаменитого зодчего, однако состояние его на тот момент ухудшилось, и вскоре он умер.

Стиль

С момента выпуска из школы архитектуры начинаются художественные поиски Антонио. Поначалу он обращается к неоготическому стилю, бывшему тогда популярным на юге Европы, затем сменяет курс на более камерные модерн, «псевдобарокко» и готику. Достопримечательности Антонио Гауди практически все, а их 17, расположены в Каталонии.

Впоследствии каждое из этих направлений наложит свой отпечаток на работы Гауди. Однако охарактеризовать лишь одним течением стиль Гауди не получится: с первых самостоятельных построек художника становится ясно, что их создатель – человек вне правил и времени. За ним навсегда закрепилось такое понятие как “декор Гауди”, стиль которого узнаваем всегда и везде.

Плавные линии и непривычное построение пространства можно условно отнести к модерну, который то приближается, то отдаляется от неоготики.

Постройки

Фонтан на площади Каталонии – Fuente en la Plaza de Cataluña

(каталонское название – Font a la Plaça de Catalunya)


Фонтан на площади Каталонии считается первой самостоятельной работой Антонио Гауди

Первой самостоятельной работой Антонио признан фонтан на центральной площади Барселоны – площади Каталонии, спроектированный и построенный в 1877 году. Сейчас полюбоваться им может каждый гость столицы Каталонии, придя на главную площадь города.

Вход свободный.

Адрес: Plaça de Catalunya.

Как добраться: на метро, ближайшие станции – Catalunya и Passeig de Gracia.

Рабочий кооператив Матаронина

(испанское и каталонское названия идентичны: Cooperativa Obrera Mataronense)

Первое здание, построенное Гауди самостоятельно, находится недалеко от Барселоны, в городе Матаро. Заказ на проектировку кооператива начинающий архитектор получил в 1878 году, и работал над ним около четырех лет. Изначально в составе комплекса планировалось построить также жилые дома, казино и прочие побочные здания, однако в конечном итоге были завершены только фабрика и служебные здания.


Рабочий кооператив Матаронина, здание которого проектировалось гением архитектуры

Сейчас доступ к зданию открыт, и посмотреть на него может каждый, однако интерес оно может представлять только истинным поклонникам и исследователям истории архитектора. Ведь кооператив, хоть и неизбежно напоминает о своем создателе каждой деталью, не представляет такой художественной ценности, как остальные здания гения.

Сейчас здание используется как выставочная площадка.

Часы работы:

  • С 15 июля по 15 сентября – с 18:00 до 21:00, понедельник выходной.

Все остальные месяцы:


Вход свободный.

Адрес: Матаро, Carrer Cooperativa 47.

Как добраться:

  • на поезде с вокзала Barcelons Stants до станции Mataro;
  • на автобусе с остановки Pl Tetuan до Rda. Alfons XII – Camí Ral (останавливается в 3 минутах ходьбы до Рабочего кооператива);
  • на автомобиле – ехать вдоль побережья на север, дорога займет не более получаса.

Дом Висенс

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Vicens)


Дом Висенса – судьбоносное детище великого архитектора. Благодаря его смелому дизайну, на Антонио обратил внимание его будущий покровитель меценат Эусебио Гуэль

В 1883-1885 года Гауди проектирует здание, во многом определившее его судьбу. Фабрикант Мануэль Висенс заказывает у архитектора, только-только получившего диплом, проект летней резиденции для своей семьи. Молодой художник решает построить здание из необработанного камня и разноцветных керамических плиток.

Само по себе здание представляет собой практически идеальный четырехугольник, однако простоту формы преобразовал с помощью декоративных элементов. Обратившись к востоку, он оформляет здание в стиле мудехар. Здесь ему помогает и цветная плитка (на которой специализируется заказчик дома), и смелое решение выложить ее в шахматном порядке.


Интерьер дома Висенс внутри

Внимание к мельчайшим деталям и желание выдержать свое произведение в едином стиле уже тогда определились как отличительная черта Антонио Гауди.

В 2005 году постройку внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Именно после постройки Дома Висенс Антонио Гауди заметил меценат Эусебио Гуэль, ставший потом главным заказчиком и покровителем молодого архитектора.

Частное здание, закрыто для посещений до 2017 года. В октябре 2017 года произойдет открытие дома для экскурсий.

Адрес: Carrer de les Carolines, 22-24.

Как добраться: на метро до станции Fontana (L3).

Эль Каприччо

(испанское и каталонское названия идентичны: Capricho de Gaudí)


Летний особняк маркиза Масимо Диас де Киххано, созданный гением архитектуры, до сих пор поражает своей оригинальностью и неповторимостью

Следующее строение каталонский гений строит по заказу маркиза Масимо Диас де Киххано, состоявшего в дальнем родстве с другом архитектора Гуэлем. Причудливый летний особняк был создан в 1883-1885 годах в городке Комильяс и до сих пор входит в число его главных достопримечательностей. Сейчас здание открыто для посещений.

Часы работы: 10:30-17:30, с часовым перерывом с 14:00 до 15:00.

Стоимость билета – 5 €.

Адрес: Комильяс, Barrio Sobrellano.

Как добраться: из Барселоны быстрее всего будет долететь на самолете до города Santander (аэропрт SDR) и оттуда на автобусе до города Комильяс (остановка Comilias находится в пяти минутах ходьбы от Эль Каприччо).

Павильон усадьбы Гуэля – Pabellones Güell

(каталонское название – Pavellons G ü ell )


Красивый и уникальный по своему дизайну павильон усадьбы Гуэля – еще одна работа Гауди

Первый заказ, поступивший Гауди непосредственно от Гуэля, – проект комплекса из двух павильонов и ворот, которые предполагались как главный вход в загородную усадьбу магната. Изначально в комплекс входили также дом привратника и конюшни, однако они не дожили до нашего времени.

Павильон находится в Барселоне, недалеко от станции метро Palau Reial на линии L3, и посетить ее можно, купив билет за 6 €.

Адрес: 7, Av. Pedralbes.

Как добраться: на метро до станции Palau Reial (L3).

Саграда Фамилья – Templo Expiatorio de la Sagrada Familia

(каталонское название – Temple Expiatori de la Sagrada Família)

Началом строительства самого известного долгостроя считают 19 марта 1882 года. Именно тогда заложили первый камень в фундамент Искупительного Храма Святого Семейства. Базилика начинала строиться под предводительством именитого в то время испанского архитектора Франсиско дель Вильяра. Спустя год он покинул проект из-за разногласий с церковным советом, и продолжать строительство было поручено молодому Гауди.

Возведению Храма Святого Семейства Антонио Гауди посвятит 42 года своей жизни, неустанно совершенствуя проект, дополняя его новыми деталями и постепенно видоизменяя замысел. Каждую новую колонну, статую или часть барельефа художник наполнял символизмом и сакральным значением, будучи истинным христианином.

Принципиальным его нововведением стали 18 остроконечных башен, каждая из которых имела особое значение. Центральная и самая высокая среди них (не достроенная до сих пор) посвящена Христу.


Фасад Рождества

Три фасада здания также несут священную смысловую нагрузку, которая выражается скульптурами и изображениями на нем. Главный фасад посвящен Рождеству, другие два – Страстям Христовым и Воскресению. Согласно правительству Испании, строительство храма завершится ориентировочно в 2026 году (что не точно), однако уже сейчас обязательно стоит посетить храм Святого Семейства Антонио Гауди, оказавшись в столице Каталонии. Здание числится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подробнее познакомиться с гениальным творение Гауди – можно в отдельной статье по ссылке.


Искупительный храм Святого Семейства является уникальным творением каталонского архитектора Антонио Гауди. Храм стал символом не только Барселоны, но и всей Испании в целом

Часы работы:

  • ноябрь-февраль – 9:00-18:00;
  • март и октябрь – 9:00-19:00;
  • с апреля по сентябрь – 9:00-20:00.

Цена самого простого входного билета – от 17 €.

Адрес: Carrer de Mallorca, 401.

Как добраться: до станции метро Sagrada Familia (L2 и L5).

Дворец Гуэля – Palacio Güell

( каталонское название – Palau G ü ell )


Дворец Гуэля не только привлекает внимание многочисленных туристов, но и по достоинству признан ЮНЕСКО

Жилой дом, построенный каталонским мастером по заказу друга и покровителя Гуэля, стал единственным его единственным зданием в Старом городе Барселоны. Дворец Гуэля Антонио Гауди строил пять лет и именно в это время сформировался его личный, ставший узнаваемым во всем мире, стиль. Нестандартный подход к декорированию фасада, обращение к византийским мотивам и статике венецианских палаццо – каждая линия здания громко заявляет о своем создателе.

На интерьеры дворца также стоит обратить внимание: причудливые камины, деревянные потолки, яркие витражи и огромные зеркала определенно стоят того, чтобы потратить на них время. Дворец Гуэля – очередная постройка Антонио Гауди, внесенная в список ЮНЕСКО.

Часы работы:

  • с 1 апреля по 30 сентября – 10:00-20:00;
  • С 1 октября по 31 марта – 10:00-17:30;
  • Пн и Вс – выходные.

Вход свободный.

Адрес: Carrer Nou de la Rambla.

Как добраться: на метро до станции Drassanes (L3).

Колледж Святой Терезы – Colegio Teresiano de Barcelona

(каталонское название Col·legi de les Teresianes )

В 1888 году Антонио Гауди берется за продолжение строительства Колледжа Святой Терезы. До сих пор неизвестно, кто из архитекторов того времени начал этот проект и почему он его не продолжил.

Работа над зданием оказалась непростой для архитектора, ведь ему постоянно приходилось согласовывать свои идеи с заказчиком и работать с довольно «скучным» материалом, стараясь не разбавлять его декоративными элементами. Неустанно споря с отцом Осси, который контролировал строительство, архитектор находил оправдания своим решениям в библейской символике.


Колледж Святой Терезы – еще одна популярная достопримечательность Барселоны

Благодаря настойчивости Гауди и его категорическому нежеланию придерживаться абсолютного аскетизма, здание колледжа получилось сдержанным, но не лишенным узнаваемых авторских черт. Форма здания была усложнена, по периметру крыши пущены декоративные арки, а фасад украшен уникальными элементами.

Попасть внутрь школы можно во время экскурсий, которые проводятся по выходным с 15:00 до 20:00.

Адрес: Carrer de Ganduxer, 85.

Как добраться: на автобусе 14, 16, 70, 72, 74 до остановки Tres Torres.

Епископский дворец в Астроге

(исп . Palacio Episcopal de Astorga, кат . Palau Episcopal d’Astorga)

Епископ города Астрога (провинция Леон) Жан Батиста Грау-и-Вальеспиноса был хорошим знаком не только с творчеством Антонио Гауди, но и с самим архитектором лично. Немудрено, что именно ему священник заказал проектирование своей новой резиденции. Ориентируясь на характерную для Леона готику, Гауди создал небольшой замок с узкими окнами, башнями и остроконечными крышами.


Епископский дворец в Астроге

Уникальное крыльцо здание и входной портик с углубленными арками – находка архитектора. Для того чтобы создать впечатление «вытянутости» и ирреальности, разбавить привычный готический стиль, мастер решил использовать в укладке цельные удлиненные каменные блоки.

На данный момент дворец открыт для посещений, стоимость билета – 2,5 €.

Адрес: Plaza de Eduardo Castro, Астрога.

Как добраться: из Барселоны легче всего на поезде до станции Astroga (Дворец находится в 10 минутах ходьбы от вокзала).

Дом Ботинес

(исп. Casa Botines, кат . Casa de los Botines)

Недалеко от Астроги, в Леоне находится еще одна достопримечательность, связанная с именем каталонского мастера. Леонские богачи, увидев новую резиденцию епископа Астроги, решили, что их новый доходный дом должен строить тот же архитектор. Главным заказчиком стал один из них – Жоан Ботинес, основатель коммерческого союза.

Дом, как и дворец Жан Батиста, проектировался с оглядкой на местный колорит. Вновь обратившись к готике, Гауди возводит довольно сдержанное здание с небольшим количеством декоративных элементов.


Дом Ботинес – легендарное творение Гауди за пределами Каталонии

Адрес: Леон, Plaza del Obispo Marcelo, 5.

Как добраться:

  • на поезде до станции Ponferrada;
  • на автобусе (следует с вокзала) до остановки Ponferrada (в пяти минутах ходьбы от Дома Ботинес).

Винный погреб Гуэля

(исп. Bodegas Güell, кат . Celler Güell)


Винный погреб Гуэля – один из самых оригинальных винный погребов в мире

В пригороде Барселоны находится очередная постройка Гауди, заказанная Эусебио Гуэлем. Мастер трудился над ней в 1895-1898 годах. В единый комплекс вошли винный погреб, жилое здание и домик привратника. Их все объединяет узнаваемый стиль, а также общая идея построения крыш – они напоминают не то шатры, не то восточные пагоды, привлекая все внимание к себе.

Вход в комплекс стоит 9 €.

Адрес: El Celler Güell, Sitges.

Как добраться : на поезде до станции Garaff.

Дом Кальвет

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Calvet)

В 1898-1890 годах Гауди был занят строительством доходного дома на улице Касп (Carrer de Casp) в Барселоне, заказанного вдовой городского богача, впоследствии ставшего частным жилым домом. В стиле здания маэстро придерживался необарочного стиля, отказавшись от средневековых мотивов. Именно это творение архитектора получило в 1900 году муниципальную премию Барселоны за лучшее здание года.

Здание можно осмотреть только снаружи.

Адрес: Carrer de Casp 48.

Как добраться: на метро до станции Urquinaona (L1, L4).

Крипта Колонии Гуэля

(испанское и каталонское названия идентичны: Cripta de la Col ò nia G ü ell )

Очередную церковь в пригороде Барселоны Гауди начинает в 1898 году в рамках проекта по возведению колонии – небольшого комплекса, обеспеченного всем необходимым для жизни микро-общества.


Крипта Колонии Гуэля – одно из самых оригинальных зданий Каталонии

Из-за затянувшегося процесса строительства, архитектору удалось возвести только крипту, а все остальные части проекта так и остались неосуществленными.

Постройка облицована разноцветным стеклом, а окна ее украшены иглами из ткацких станков фабрики Гуэля. Украшают здание яркие витражи, посвященные церковным мотивам.

Крипта открыта с 10:00 до 19:00, билет стоит от 7 €. Достопримечательность числится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: Colonia Guell S.A, Santa Coloma de Cervello.

Как добраться : на автобусах N41 и N51 до остановки Santa Coloma de Cervello.

Дом Фигерас

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Figueras)

Один из самых узнаваемых домов Антонио Гауди расположен на улице Бельесгуард (Bellesguard) и нередко называется ее именем. Только над проектом дома, который в 1900 году заказала ему вдова состоятельного торговца Мария Сагес, архитектор работал три года, а строительство его продолжалось вплоть до 1916 года.

Образуя стиль здания, Гауди возвращается к восточным мотивам, и соединяет его с неоготикой. В результате у него получается очень легкое, стремящееся в небо сооружение, украшенное причудливой каменной мозаикой и изящными ломаными линиями.

Дом Фигерас открыт для посещений с 10:00 до 19:00 летом и до 16:00 зимой. Билет стоит от 7 €.

Адрес: Carrer de Bellesguard, 16.

Как добраться: на метро до станции Vallcarca (L3).

Парк Гуэля

(исп. Parque Güell, кат. Parc Güell)

Огромный парк, площадью 17,18 га, парк Гауди в Барселоне был построен в верхней части Барселоны в 1900-1914 годах. Вместе с заказчиком Гуэлем они задумали модное в то время среди англичан пространство для отдыха, «город-сад». Отведенная площадка для парка была разделена на 62 участка – для строительства особняков. Продать их состоятельным каталонцам так и не удалось, поэтому территорию стали обустраивать как обычный парк, а затем продали местным властям.

Сейчас здесь расположен дом-музей Антонию Гауди (его особняк был одним из трех купленных в парке). Помимо него в парке есть на что посмотреть: знаменитые мозаичные скульптуры, Зал ста колонн и, конечно же, изогнутая скамейка и знаменитая плитка Гауди, которой она выложена.

Билет на взрослого посетителя стоит от 22,5 €.

Адрес: Passeig de Gràcia, 43.

Как добраться: на метро до станции Passeig de Gràcia (L3).

Дом Мила

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Milà)

Почти таким же символом Барселоны, как и Саграда Фамилия, давно стал знаменитый Дом Мила. Это последняя «светская» работа архитектора. После ее завершения тот окончательно окунулся в строительство храма Святого Семейства, иногда его ошибочно называют СОБОР. Гауди, опять же, тяготея к плавным и изогнутым линиям, создает удивительный и запоминающийся фасад.


Дом Мила – один из символов Барселоны

Он, к слову, жителям Барселоны понравился не сразу, и за грузный внешний вид здание прозвали Каменоломней. Однако это не помешало Дому Мила стать первым сооружением XX века, включенным в Список ЮНЕСКО.

Дело в том, что Гауди, действуя в соответствии со своими принципами, продумал мельчайшие детали не только декоративные, но и функциональные. В Доме Мила Антонио Гауди продумал вентиляцию в помещениях таким образом, что и по сей день в нем не требуются кондиционеры. А межкомнатные перегородки в каждой квартире хозяева могу перемещать по своему усмотрению.

И, конечно, главным новшеством того времени стала подземная парковка, тоже спроектированная знаменитым архитектором.


Интерьер внутри Дома Мила

Дом Мила с 2005 года входит в Список Всемирного наследия.

Адрес: Provença, 261-265.

Как добраться: на метро до станции Diagonal (L3, L5). Купить билеты в Дом Мила (casa Mila) без очереди с аудиогидом.

Школа Саграда Фамилия

(исп. Escuelas de la Sagrada Familia, кат. Escoles de la Sagrada Família)

Построенная в составе комплекса храма Святого Семейства, школа поражает своей простотой и изящностью одновременно. Это, наверное, одна из самых неприметных на первый взгляд достопримечательностей Антонио Гауди. В ее конструкции удивительно гармонично сочетаются красота и функциональность.

Так, причудливая крыша служит не только украшением, но и без остатка отводит дождевые воды. Кроме того, здание полностью соответствует церковным требованиям.


Школа Саграда Фамилия может претендовать на звание самой оригинальной в мире по своей конструкции

Спустя несколько лет после окончания строительства школы, Гауди и сам переехал сюда жить, чтобы быть максимально близко к главному делу своей жизни – Собору Святого Семейства.

Адрес: Carrer de Mallorca, 401.

Как добраться: на метро до станции Sagrada Familia (L2 и L5).

На архитектуру Испании накладывали отпечаток различные исторические события, развитие культурной жизни населения.

Архитектура Испании выделяется тремя основными стилями: мавританский, романсный и готический, об особенностях которых мы вас познакомим.

Мавританская архитектура Испании VIII-XI века

Архитектура Испании в мавританском стиле представляет, поистине, сказочные сооружения, создающие ощущение воздушности и нереальности происходящего.

В строительстве маврами использовались куполообразные, арочные, колонные формы и орнаменты из арабского алфавита, так как людей и животных изображать запрещено Кораном.

Мавры — дети пустыни, поэтому, с особой трепетностью относились к воде. Вследствие этого мавританская архитектура Испании изобилует внутренними двориками с фонтанами и прудами. Эти элементы подчеркивают утонченность и роскошную красоту дворцов, крепостей и мечетей.

Сооружения в стиле мавританской архитектуры в Испании

  • мечеть Мескита в Кордове;
  • Хенералифе в Гранаде;
  • минарет Харильда в Севилье;
  • мечеть Мескита в Кордове;

Романсная архитектура Испании XI-XIII века

В период XI-XIII вв. происходит одно из самых значимых исторических событий в Испании — Реконкиста. Это крестовые походы христиан против мавров с целью возвращения своих территорий. В это время происходит усиление влияния церкви, и распространение религиозных догм происходит наиболее интенсивно. А постоянные вооруженные столкновения подвигли на строительство неприступных крепостей. Таким образом, в архитектуре Испании зародился новый стиль — романсный.

Для романсного стиля архитектуры Испании характерен суровый, и в тоже время, живописный внешний вид. Сооружения возводились из крупных камней, стены украшались не красивой, витиеватой лепниной, а зубцами с целью защиты крепости в случае нападения. Большое количество создаваемых башен подчеркивает тревожное настроение того времени.

Сооружения в романсном стиле архитектуры Испании

  • собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела;
  • крепость Авила в Кастилии;
  • крепость Алькасар в Сеговии;

Готическая архитектура Испании XIII-XVI веков

На рубеже XIII века в строительстве религиозных сооружений начинает развиваться новое направление в архитектуре Испании — готика. Это направление было создано католическим монашеским орденом цистерцианцев, проповедующих аскетичный образ жизни, направленный на духовное развитие человека, без использования благ цивилизации.

Для архитектуры Испании в готическом стиле характерны формы ребер свода и использование стрельчатых арок. Одна из особенностей готики — большое количество капелл и сакристий, окружающих соборы, поэтому, сооружения в готическом стиле, как правило, разрастались в ширину, теряя ощущение высокого полета и монументальности.

В готической архитектуре Испании создавалась гладкая поверхность стен, на фоне которой оформлялось украшение в виде расплывчатых орнаментов. Эта особенность становится основополагающей во всей последующей архитектуре Испании.

Сооружения в готическом стиле архитектуры Испании XIII-XVI века

  • монастырь Сан Хуан де лос Рейес в Толедо;
  • монастырь Сан-Томе в Авиле;
  • церковь Санта Мария дель Мар в Барселоне;
  • собор в Бургосе;
  • Кафедральный собор в Леоне.

Многие сооружения в стране имеют смешанные стили, так как строительство соборов продолжалось по несколько веков. Поэтому, архитектура Испании является тем историческим воплощением воли правителей и желания простых людей.

Современная архитектура Барселоны: предназначение и отличие

Современная архитектура Барселоны удачно сочетается со старинными постройками, не внося никакой дисгармонии во внешний облик культурной столицы Испании.

Несмотря на то, что выдающимся архитектором большинства сооружений Барселоны является великий и неповторимый Антонио Гауди, современные разработчики смогли привнести в развитие зодчества много нового и интересного. Самые знаменитые сооружения современной архитектуры Барселоны мы хотим вам представить.

Башня Агбар

Особенности современной архитектуры Барселоны отразились в этом сооружении наиболее ярко, поэтому башню Агбар признали символом XXI века. Ночьюсооружение освещает весь город, благодаря светодиодной технологии, хотя построена архитектором Жаном Нувелем с использованием обычных строительных материалов: цемента, стальных прутьев и стекла.

В башню Агбар можно зайти только в холл первого этажа, но и это стоит того! Маленькие окошки пропускают тоненькие линии света, создавая ощущение нахождения в готической церкви с цветными витражными окнами.

Рыба Фрэнка Гери

Непонятные формы, блестящий внешний вид здания и испытываемый туристами шок после осмотра его творений — все это современная архитектура Барселоны в лице Фрэнка Гери. Сооружение в виде мерцающей рыбы, плывущей под водой, носит характер скульптуры и не имеет функционального применения.

Но испанцам нравится удивлять других, поэтому, и сооружение Гери имеет место быть. Дело в том, что при близком рассмотрении здания сразу становится понятно, что сверкающая издали рыба, казавшаяся золотой, на самом деле абсолютно прозрачная и пустая внутри!

И, как говорят в Барселоне, это только начало! Поэтому, можно ждать еще более оригинальных и неповторимых сооружений современной архитектуры Барселоне, где с удовольствием работают не только испанские, но и европейские знаменитые архитекторы.

Архитектура Мадрида экспериментального формата

Архитектура Мадрида представлена не только старинными сооружениями различных стилей и эпох, но и современными зданиями спальных районов, которые многим интересно будет посетить.

Рабочий квартал Валье-кас и район эмигрантов Карабанчель состоят из оригинальных зданий невероятно радужной и позитивной расцветки.

Архитектура Мадрида здесь представлена недвижимостью социального назначения, которая создает только позитивное настроение у небогатых людей, проживающих здесь.

Дом бен Ладена

Это сооружение является образцом уникальной архитектуры Мадрида, аналогов которой пока еще нет. Жилой дом с необычным открытым пространством посередине призвано разрушить стереотипное представление о строительстве социального жилья для малоимущих семей.

Таким образом, жилое здание, высотой в 21 этаж, получило смотровую площадку для свободного пользования. Помимо этого, дом разделен на 9 зон, которые различаются цветом, текстурой используемых материалов. За открытое пространство жители дома назвали его в честь лидера террористической группировки «Аль-Каида».

Уникальный проект

Руководство знаменитого футбольного клуба «Реал Мадрид» разрабатывает проект «Остров-курорт Мадридского Реала». Остров в виде эмблемы клуба будет находиться недалеко от Объединенных Арабских эмиратов. Здесь будут построены виллы, пятизвездочный отель, парк развлечений и музей «Мадридского Реала» и первый в мире стадион, одной стороной открытый морю. По проекту остров начнет функционировать в 2015 году.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: