Поступление в летное училище. Летные училища военной авиации россии Слуга летное училище

Этот пост я начинал писать несколько раз, но никак не мог закончить, а когда дописал, взял и удалил. Он показался мне настолько скучным, что, мне кажется, в тот момент я понял, что писать глубоко информационные посты, с цифрами, фактами и полезной информацией - это не моё. Поэтому за всей полезной информацией обращайтесь к Internet, а я напишу как умею. Поехали.

Посетить Сасовское лётное училище я хотел уже очень давно. Уже и не счесть сколько раз я проезжал мимо указателя "САСОВО" на пути из Москвы в Ульяновск и обратно, и каждый этот раз руль почти поворачивался, но каждый же раз охлаждала мысль: "ну приеду, ну посмотрю из-за забора, а дальше что, не пустят же никуда всё-равно". И с этой мыслью я проезжал мимо.

Но, как я уже писал на страницах этого журнала, сейчас в Сасово учатся два парня, которые в 30 лет решили кардинально поменять свою жизнь и всё же воплотить в жизнь мечту детства, мечту летать. И какой-то частью катализатора этой затеи стал и мой жж, да и я сам. А когда один из них предложил мне организовать посещение училища, я конечно же ответил "Да".

Процесс согласования был долгий и сложный, ведь факторов, которые должны были выстроиться в последовательный ряд, было ну очень много. И то, и это, и пятое, и десятое... Но в итоге день был назначен, и заранее заказав себе два выходных подряд, я лёг спать в ожидании завтра.

Завтра наступило очень быстро - нужно было успеть вырваться из Москвы до утренних пробок и вставать пришлось в три утра. До Рязани я "долетел" незаметно, но на объездной пришлось потолкаться с фурами и осознание не такой уж и близости Сасово от столицы пришло именно там, но снова вырвавшись на свободную дорогу, это ощущение меня покинуло, в подстаканнике поднимался вверх лимонный пар чая, в руках хрустела обёрткой ириска, динамики заиграли голосом Bon Jovi:

Yeah, I will love you
Baby - Always
And I"ll be there forever and a day -
Always

И снова стало всё хорошо и дорога снова весело побежала под колёсами.

Уже скоро показался заветный указатель и вот теперь мне точно туда! Данил меня встретил у проходной/проездной и припарковав авто, мы отправились заселяться. В училище предусмотрены неплохие номера для гостей/родителей курсантов, где я и расположился. К сожалению фото номера я удалил, но он был вполне вменяемым, тем паче, мне там нужно было только переночевать, а эту миссию он выполнил на 100%.

Наша экскурсия началась с КДП (командно-диспетчерский пункт). Что очень хорошо в Сасово - это то что аэродром в прямом смысле находится за забором учебной части. И, как мне кажется, летающие за окном аудитории самолёты - лучшая мотивация учиться, даже когда что-то не получается или не поддаётся и терпение на пределе. В Ульяновской школе такой мотивации нет, ведь аэродром далекооо за городом. Да и это просто удобно - первая смена полётов начинается рано и в Ульяновске приходилось плюсовать время на передвижение до аэродрома.

Вот такая надпись встречает каждого, кто окажется перед дверью диспетчерской вышки. ;)

Полётов курсантов сегодня нет, но ожидается прилёт Л-410 из Красного Кута.

С вышки открываются неплохие виды на аэродром и самолёты

Обойдём здание с другой стороны

Ну а теперь посмотрим как живут курсанты.

Это здание носит неофициальное название "череп" и здесь живут первокурсники.

А вот так и живёт первый курс. Казарма. В Ульяновске условия менее спартанские. В этом плане девчонкам - курсантам повезло больше, они изначально живут в отдельном общежитии.

Всё по-армейски.

Сушилка одна на всех, естественно.

Старшие курсы перезжают в более комфортные условия. И ребята живут уже не в казарме с +100500 человек, а в комнатах по 4-6 человек. Давайте прогуляемся до места их дислокации.

На входе нас встретит тумба для дневального. ;) Шучу, конечно, нас встретит дневальный, в нашем случае он просто застеснялся фотографироваться. ;)

И даже есть телевизор. Данил, улыбнись! ;)

Ну вот и жилище одного из моих двух героев.

Вполне уютно.

Очень правильные слова, и как раз в теме всей атмосферы.

Все ваши подозрения в пиаре беспочвенны. ;)

В мои курсантсике годы "интернетов" у меня не было. Да что там Интернет, у меня даже компьютера не было.

Ну а теперь давайте посмотрим на то, где учатся курсанты.

Училище носит имя этого великого авиатора.

Запах библиотеки теперь знает не вся молодёжь, но я хорошо знаю и отлично помню. ;)

Ну а теперь на очереди тренажерный комплекс.

Классы для теоретической подготовки и сдачи зачетов перед тренажёром.

Место преподавателя-инструктора.

Тренажёр Як-18Т. В данный момент времни Як-18 в учлище пока не летает и в качестве самолёта первоначального обучения используется Cessna.

Это уже серьёзный тип - Л-410. Сейчас тут проходит подготовку экипаж авиакомпании Оренбуржье. Давайте не будем им мешать, они скоро закончат и мы вернёмся. И даже полетаем.

Класс тренажёрной подготовки на Ан-2.

Каааак? ;) Нравится? ;)

Место инструктора.

Итак, как я и обещал, вернёмся к тренажёру Л-410.

Место интсруктора.

Эххх, красота!

Я взлетел с аэродрома Ульяновск Центральный и перемахнув Волгу, зашёл на посадку на Ульяновск Восточный. Предугадывая ваши вопросы, сразу отвечу: никаких трудностей со штурвалом и триммированием самолёта я не испытывал. Это же САМолёт, он же сам (!) летит. ;) Вся помощь инструктра, который был с нами, заключалась только в озвучивании скоростей на которых можно выпускать механизацию и какие скорости выдерживать для захода и для полёта по маршруту. Эти скорости прописаны в руководстве Л-410 и знать их я не мог.

Приземлились, зарулили, прокатились по аэродрому, посмотрели на прорисовку деталей аэродрома, кстати даже музей авиации, который находится у аэродрома в Ульяновске, частично прорисован.

Теперь по всем правилам большой авиации меняемся ролями и теперь пилотирующий пилот Данил и он везёт нас обратно. ;)

Несмотря на то, что Данил ещё вообще не летал, даже на Cessna, с нашими небольшими подсказками, зашёл на посадку и выполнил её достаточно неплохо. Хватка есть - летать будет!

Тренажёр Cessna.

Первую половину следующего дня мы провели в общаге у ребят и под пуэр с вареньем болтали и о том и об этом.

Вот они будущие капитаны воздушных судов! Ну кроме пса, конечно! ;) Полетаем, парни!

Ну а после обеда с чувством полного удовлетворения я взял курс на Москву. Судьба подарила мне целые сутки, в которые я снова смог "стать" курсантом, вздохнуть запах книг по аэродинамике и вспомнить вкус курсантского борща, а это, друзья, атмосфера совершенно особенная. Даня, спасибо тебе за это!

Я честно говоря даже и не знаю чем закончить этот пост. Давайте я скажу так: это было понятное немногим маленькое счастье и эти слова будут самыми правильными. Спасибо за внимание.

Летчик сегодня — не только романтическая профессия, но и достойный доход. Однако еще 5-7лет назад ситуация была иной. Не требовались ни покорители неба, ни заведения, где их могли готовить. В этот трудный период выстояло Сасовское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза Георгия Тарана. И вот сегодня оно снова востребовано, наши самолеты летают все чаще, российской авиации требуется все больше высококвалифицированных летчиков.

Евгений Смольников пришел в училище в 1981 году, через четыре - стал замдиректора по учебной работе и проработал на этой должности два десятка лет. Он был в числе тех, кто сохранил потенциал Сасовского летного училища в трудные времена. Директором Евгений Васильевич стал в 2005 году:
- В лучшие времена набирали по пятьсот курсантов, а тогда вместо тридцати по плану набрали двадцать пять. Стремление стать пилотом падало, начиная с конца девяностых - тогда другие профессии в моде были. Да и гражданская авиация «проваливалась», и воздушных перевозок стало мало.

Спустя пару лет российские власти обратили внимание на гражданский воздушный флот - появилось финансирование. В 2009-м пришло в Сасово девятнадцать новеньких самолетов Як-18, через год появился двухмоторный Л-410. Кстати, Сасовское училище - единственное, в котором есть такой «большой» самолет.
- Мы - школа, а школа готовит пилотов, которые должны просто уметь летать, - поясняет Смольников специально для тех, кто задает вопрос, почему в Сасове нет «Боингов». - Учеба на подобных самолетах - это огромные затраты, и учить на конкретных самолетах в училище нет необходимости.

Летчик должен постоянно брать «новую высоту»: после училища прийти в авиакомпанию и летать на небольшом самолете вторым пилотом, потом с налетом часов становиться командиром, затем переходить на больший самолет, переучившись с помощью авиакомпании, стать командиром воздушного судна. А что сейчас?
- Если брать десятый - одиннадцатый годы, то мы резко с 25-ти набрали 120 курсантов, в прошлом году - уже 180, из которых 60 - по спецпрограмме, - приводит цифры развития директор училища. - Цифра стабилизируется пока на отметке в сто пятьдесят. Это - одно учебное заведение, в стране - около тысячи выпускается. И говорить о том, что существует нехватка летчиков - не совсем верно. Пилотов, которых мы выпускаем, достаточно - не хватает командиров воздушных судов. В девяностых годах был провал, и он ощущается сегодня: как говорится, если не было детей, то они сразу не станут взрослыми.

Евгений Смольников рассуждает философски, что это процесс «просто нужно пережить». Несомненно, в этот момент авиакомпаниям будет какое-то время очень тяжело.
- Но они должны готовить первых пилотов, - резюмирует директор летного училища. - Летчики-иностранцы - не выход. К тому же я не уверен, что к нам массово пойдут классные пилоты из-за границы...

«Инструктор должен получать больше, чем пилот любой авиакомпании»
Сейчас 60% сасовских курсантов уже имеют высшее образование. И это - не случайно. У пилотов в авиакомпаниях очень высокие зарплаты - поверьте, названные нам суммы контрактов впечатляют. А как с теми, кто их «отправляет в небо»?
- Возьмем техника - сейчас самая болезненная тема. Мы довели ему зарплату до 17-ти тысяч - с одной стороны, для Сасова нормально, - рассуждает Евгений Вильевич. - Но для крупных городов - ненормально. А техников готовят не в Сасове, а вузы в Москве и Санкт-Петербурге. Разве они поедут на «17 тысяч» в Сасово, грубо говоря - в деревню?

По мнению Смольникова, есть два варианта. Либо поднять зарплату, как на Севере вахтовикам: техники, а это же относится к преподавателям, придут хотя бы на время, чтобы заработать.
- Либо, как в тот период, когда я приехал из Риги - распределение, - подводит черту директор училища. - Отработаешь три года, а там видно будет. И пока этот вопрос не решится, у нас так и останется невероятный кадровый голод.

Пилот-инструктор по определению должен быть лучшим в своей профессии. Ведь он постоянно летает с новичком, который допускает, в отличие от полноценного члена экипажа в авиакомпании, массу ошибок. Но, в отличие от пилота, к примеру, «Аэрофлота», инструктор зарабатывает в три-четыре раза меньше.
- Пилот-инструктор то садится, то взлетает, и так - целыми днями, а это самые опасные элементы, - приводит пример Смольников. - Такого нигде нет в авиакомпаниях. У инструктора должен быть огромный опыт, в том числе педагогический. А ответственность? Он ведь выпускает курсанта в полет: он стоит на земле, а тот начинает сам вылетать через определенное количество часов. У нас есть опытные, есть заслуженные, но новые не приходят. И мы вынуждены брать выпускников своего училища, которые не имеют огромного опыта. Я считаю, что инструктор должен получать больше, чем любой пилот любой авиакомпании. И, если стране важно,
кто будет перевозить ее граждан, а готовить их должны лучшие - государство должно раскошелиться!

Традиции и династии
- От тех, кто на вопрос, зачем он пришел в училище, отвечает: «Попробовать», меня просто коробит, - директор Евгений Смольников откровенен. - Три с половиной миллиона бюджетных рублей - цена «пробы» слишком велика. А если у тебя все свербит: я - здоровый, я буду летать! Тогда приходи, а пробовать не стоит!

Поэтому и приходят сегодня в Сасовское училище в основном «дети летных семей». В которых или один, или оба родителя так или иначе связаны с небом. Юноши и девушки (а в Сасове на пилотов учатся, и учатся успешно, девушки) прекрасно знают, что такое жизнь летчика - жизнь строго по расписанию, без праздников и выходных.

А таких будущих пилотов на просторах России - множество, от Калининграда до Сибири. И едут они поступать в Сасовское летное училище не всегда после школьной скамьи, при конкурсе в пять человек на место. Мы познакомились с двумя ребятами из Новокузнецка: Александром Доморенко и Павлом Артемовым. Обоим - по двадцать семь лет, курсанты - далеко не безусые юнцы. Александр закончил Новокузнецкую педагогическую академию, преподаватель информатики и английского языка. Всю жизнь мечтал стать летчиком, говорит, что «гены виноваты»:
- Отец мечтал стать летчиком, но по здоровью не получилось - техником всю жизнь проработал в аэропорту. А мне вот удалось.

Павел тоже закончил вуз, проработал бортпроводником и знает о жизни в авиации не понаслышке.
- Давно хотел стать пилотом, появился шанс, и я им воспользовался - всегда хотел пойти по столпам своего отца - пилота. Знаю, что ждет отрыв от семьи, серьезная психологическая нагрузка.
Кстати, у Павла - жена и маленький сын, сейчас живут в столице, но скоро приедут в Сасово:
- У меня жена из категории «декабристок». И я хочу, чтобы мой сын стал пилотом в третьем поколении.

Училище делает все, чтобы курсантам и их семьям жилось комфортно. За последние годы была произведена реконструкция трех общежитий, введена в эксплуатацию новая курсантская столовая на 450 мест, создана отличная база для занятий спортом и художественной самодеятельностью.

«Цель - не потерять школу Сасовского летного училища»
- Я хочу внедрить все новые технологии в учебный процесс - именно мы должны готовить пилотов, которые будут на голову выше тех летчиков, которых готовят на Западе. И это возможно, - директор училища Евгений Смольников считает, что для этого есть все предпосылки. - Мы не до конца растеряли советскую школу, когда преподаватель индивидуально работал с каждым курсантом - это с одной стороны. С другой стороны - взять новейшие компьютерные технологии. Но не превращать процесс обучения в дистанционный! Хочу, чтобы в училище были современные воздушные суда. Это мои задачи. А цель - не потерять школу Сасовского летного училища.

И после того, как мы целый день провели в училище, волей-неволей поверишь, что так и будет. Ведь там мы познакомились с такими людьми, которых запоминаешь надолго, иногда - на всю оставшуюся жизнь. Но это - тема уже для другой статьи. В которой хотелось бы рассказать и о «полетах» на тренажерах, и о том, как вкусно кормят в курсантской столовой, и о том, какой он ухоженный - сам городок летного училища. И попробовать свои силы в английском, без которого в современной авиации - никуда - нужен четвертый уровень. И курсанты его достигают, а как же - ведь небо зовет!

Во исполнение приказа Федерального агентства воздушного транспорта от 20 октября 2008 года № 413 О мерах по исполнению распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2008 года № 109-р 29 июля 2009 года внесена запись в ЕГРЮЛ о реорганизации в форме присоединения ФГОУ СПО Краснокутское летное училище гражданской авиации (ККЛУ ГА), ФГОУ СПО Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского (ОЛТК ГА) и ФГОУ СПО Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана ГА. летное училище гражданской авиации (СЛУ ГА) к ФГОУВПО Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) (25.12.2015г. переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева») и создании на их базе филиалов:

  • Краснокутское летное училище

    Краснокутское лётное училище гражданской авиации имени заслуженного пилота СССР Васина И.Ф. - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева».
    Сокращенное наименование филиала: ККЛУ ГА филиал ФГБОУ ВО УИ ГА
    Местонахождение (юридический и фактический адрес) филиала: Российская Федерация, 413231, Саратовская область, г. Красный Кут, ул. Авиационная, 49
    Директор филиала: Караман Александр Анатольевич
    Тел./факс: (84 560)5-46-08 Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  • Омский летно-технический колледж

    Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. лётное училище гражданской авиации» (СЛУ ГА) - среднее училище гражданской авиации СССР и России, находящееся в г. Сасово Рязанской области.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 3

      ✪ Первое знакомство с УИ ГА.

      ✪ СЛУ ГА 2015

      ✪ "Вперёд за высшим!" СПбГУГА - Пилоты, диспетчеры, общежитие за 80 рублей в месяц! 7 выпуск СПбГУГА

      Субтитры

    История

    Историю Сасовского летного училища гражданской авиации начинают с 1943 года. В этом году Приказом начальника Главного управления Гражданского Воздушного флота № 634 от 2 марта 1943 года на базе 111-й Исиль-Кульской, 74-й Шадринской авиаэскадрильи, а также части летного состава 71-й Янаульской авиаэскадрильи в мае 1943 года была создана Исиль-Кульская авиационная школа пилотов первоначального обучения ГВФ . 11 октября 1945 года Приказом начальника Главного Управления ГВФ № 0238 было принято решение перебазировать Исиль-Кульскую авиашколу в г. Сасово.

    С 1943 года на территории, куда прилетели авиаэскадрильи,

    3 января 1949 года постановлением Совета Министров № 18, в целях увековечивания памяти Героя Советского Союза Тарана Григория Алексеевича , за успехи в деле подготовки лётных кадров Сасовскому лётному училищу ГВФ было присвоено имя Героя Советского Союза Тарана Г.А.

    С 29.07.2009 г.училище становится филиалом УВАУ ГА (Ульяновского Высшего Авиационного Училища Гражданской Авиации)

    Училище имеет богатую историю. Это была превосходная база для подготовки кадров для ГА СССР. Являясь наиболее близкорасположенным к Москве лётным училищем, получило неофициальное прозвище среди выпускников «придворное училище». За время своей работы в стенах заведения были подготовлены сотни первоклассных пилотов, разошедшихся после выпуска по всему бывшему Союзу. Воспитанники училища всегда ценились и были востребованы как на крайнем севере, так и в крупных аэропортах Москвы. Также во времена СССР осуществлялась подготовка курсантов из Вьетнама, Афганистана, Кубы, стран Африки.

    Обучение проходило на самолётах следующих типов: самолёты По-2, Ли-2, Як-12, Як-18А, ЯК-18Т , Ан-2 , Л-410 ; непродолжительное время эксплуатировались самолёты Ан-24. Также были курсы переподготовки на вертолёты Ка-15, Ми-1, Ми-4.

    С развалом СССР училище в 90-х годах пережило тяжёлые времена: 20 курсантов на курс, нехватка инструкторов, отсутствие топлива…

    Наши дни

    29 июля 2009 года согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2008 г. № 109-р и приказа ФАВТ Минтранса России от 20 октября 2008 года № 413 Федеральное государственное образовательное учреждение с

    реднего профессионального образования «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. лётное училище гражданской авиации» реорганизовано в обособленное подразделение «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации» филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)» (СЛУ ГА филиал ФГОУВПО УВАУ ГА (И)).

    В мае 2012 года открыта бетонная взлётная полоса; 2 2014 закончена реконструкция курсантской столовой. С каждым годом увеличивается число кандидатов на поступление (набор 2013г- около 170 человек). Училище располагает тренажёрами Як-18Т, Cessna- 172; имеется два тренажёра L-410UVP E-20 . Обучение ведётся на самолётах Cessna-172 , выпуск осуществляется на самолётах L-410UVP E-20 .

    Знаменитые выпускники

    ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

    • Баженов Глеб Фёдорович (1919 - 1975), Командрир эскадрильей 19-го гвардейского авиаполка дальнего действия 8-я гвардейская авиадивизия дальнего действия 2-й гвардейский авиакорпус Авиации дальнего действия, гвардии капитан
    • Кашин Иван Андреевич (1937), командир пассажирского воздушного судна Як-40, в 1957 году окончил Сасовское лётное училище Гражданской Авиации

    ГЕРОИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

    • Белобородов Николай Макарович (1930 - 2010), в 1951 году окончил Сасовское лётное училище.
    • Городков Сергей Александрович (1923 - 1997), в 1948 году окончил Сасовское лётное училище Гражданского воздушного флота в Рязанской области
    • Зырянов Иван Михайлович, в 1950 году окончил Сасовское лётное училище.
    • Хохлов Иван Тихонович (1932), заслуженный пилот СССР, в 1953 году окончил Сасовское лётное училище.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: